Галина Вороненко
Экспериментальная деятельность дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства у ребёнка формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Познание окружающего мира осуществляется детьми в наглядно – образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, явлениями. Поэтому в ходе экспериментально – познавательной деятельности создаются ситуации, которые дети решают по средствам проведения опыта и, анализируя, делают выводы умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Публикация «Экспериментальная деятельность дошкольника» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Опытно - экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, а также стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие образовательных задач.
Организация самостоятельной опытно – экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможно только при выполнении двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.
Знакомство дошкольников с предметами рукотворного мира
«Узнай всё о себе, шарик»
Цель:
Познакомить с резиной, её качествами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
Оборудование:
Воздушные шары: два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос.
Предварительная работа:
Знакомство с воздухом.
Ход игры:
В гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы дети рассказали о нём, так как сам о себе ничего не знает.
Воспитатель предлагает детям помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют, шарику, что он – резиновый. С помощью разных действий они выясняют, что резина – мягкая, гладкая. Затем показывают, каким шарик может быть маленьким (сдувают воздух). Шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его. Воспитатель надувает шарик и предлагает каждому ребёнку надуть воздухом шарики. Появляются маленькие разные шарики. Воспитатель помогает детям выяснить, что резина эластичная, она растягивается. Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что резина не пропускает воду, то есть она – водонепроницаемая. Называет предметы, которые человек сделал из резины, не пропускающие воду: например, резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки одевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми. Дети вместе с воспитателем проводят опыт с перчатками: надевают на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими.
«Ткани от Матроскина»
Цель:
Научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением и видом материала; закрепить представления о том, что одежда из определённой ткани может иметь разное значение.
Оборудование:
Кусочки ткани (шерстяной, хлопчатобумажной, болоньи); набор карточек, разделённых пополам.
Ход:
Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь, и входит почтальон Печкин, который приносит посылку от кота Матроскина, а в посылке – разные ткани. Печкин просит помочь детей выбрать ткань для новогодних костюмов Шарику, дяде Фёдору и себе. Дети получают на выбор образцы тканей. Они рассматривают их. Воспитатель просит посоветовать, что можно сшить из каждого вида ткани. Дети определяют свойства и качества тканей с помощью действий: льют воду, подносят к телу, смотрят через ткань. Далее дети характеризуют свойства шерстяной, хлопчатобумажной ткани, болоньи, рассказывают, что можно сшить из них: например, из шерстяной можно сшить тёплую рубашку, штаны или костюм медведя, волка, так как ткань тёплая, тяжёлая; из болоньи можно сшить плащ – накидку и костюм для волшебника – фокусника; из хлопчатобумажной ткани можно сшить шторы для окон. Печкин плохо запоминает, поэтому просит продиктовать всё, что дети знают о тканях.
На прощанье дети разрабатывают эскизы новогодних костюмов и рекомендуют ткани для них.
«Дерево умеет плавать»
Цель:
Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Оборудование:
Образцы дерева для каждого ребёнка, образцы любых других материалов, металлические и деревянные ложки, спички, ёмкости с водой.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что герои из сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» пришли за помощью. Дети вспоминают, что произошло с героями: они хотели перебраться через реку, но Пузырь лопнул, а Соломинка сломалась. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, найденные героями сказки на берегу, и просит выбрать тот, на котором можно переплыть через реку (железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани). Воспитатель предлагает проверить все предметы, для чего приносит ёмкости с водой для каждого ребёнка. Дети кладут все предметы на воду и смотрят, какой из них утонет. Если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать, выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.
Герои сказки говорят, что они не знают такого материала – дерево, они знают только деревья, которые растут у них в лесу. Дети рассказывают Пузырю, Соломинке и Лаптю, что деревянные предметы делают из деревьев, для этого их спиливают пилой, стволы очищают от сучьев топором, брёвна везут на фабрики, где люди делают из них деревянные вещи, например, мебель. Воспитатель показывает несколько других деревянных предметов, называет их, рассказывает, что деревянные предметы лёгкие, они не тонут в воде.
Дети предлагают героям сказки использовать пластинки из дерева для того, чтобы переплыть через реку. Пузырь, Соломинка и Лапоть просят детей рассказать о других признаках дерева. Дети вспоминают все его особенности: оно лёгкое, прочное, гладкое, или шероховатое, тёплое, горит, не тонет.
Наблюдения за живой природой
«Где цветы?»
Цель:
Установить особенности опыления с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Материалы:
Серёжки цветущей берёзы, осины, цветы мать- и – мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Ход наблюдения:
Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят её ватным шариком. Рассматривают цветущие серёжки через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Воспитатель предлагает детям придумать символы для обозначения цветов берёзы, ивы, осины (серёжки – тоже цветы). Уточняет, зачем пчёлы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчёлы летят за нектаром и опыляют растение).
«Зачем одуванчику парашютики»
Цель: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Материалы: Семена одуванчика, лупа, вентилятор.
Ход наблюдения:
Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полётом, за падением семян без «парашютиков», делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
«Кто чистит аквариум?»
Цель:
Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».
Материалы: Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупа, кусок белой ткани.
Ход наблюдения:
Дети рассматривают стенки аквариума со «старой» водой, выясняют, кто оставляет полоски на стенках аквариума. С этой целью проводят белой тканью по внутренней стороне аквариума, наблюдают за поведением моллюсков (они двигаются только там, где остался налёт). Дети объясняют, мешают ли моллюски рыбкам (нет, они очищают воду от тины).
Наблюдения за неживой природой
«Окрашивание воды»
Цель:
Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материалы:
Ёмкость с водой (холодной и тёплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Ход наблюдения:
Воспитатель и дети рассматривают в воде 2 – 3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдёт, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как ещё можно окрасить воду (добавить краситель). Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с тёплой и холодной водой, потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один тёплый, а другой холодный, потрогать воду рукой, понюхать (без запаха). Воспитатель ставит перед детьми задачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее раствориться, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах – сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в тёплый стакан ещё одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные ёмкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок, рассматривая, какой получился цвет.
«Уличные тени»
Цель:
Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днём от солнца, вечером – от фонарей и утром – от различных предметов; в помещении – от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света, что такое тень, почему она образуется (это тёмное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее).
«Два магнита»
Цель:
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Материалы:
Два магнита.
Ход наблюдения:
Воспитатель ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если поднести их друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдёт, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).