МААМ-картинки

Экспериментальная деятельность в детском саду

Галина Голикова
Экспериментальная деятельность в детском саду

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю

Конфуций

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Публикация «Экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах: Познавательное занятие или часть занятия; Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);

Наблюдение, труд в уголке и на участке; Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность); Развлечения. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбина, Л. Н. Прохоров, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

етское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какиелибо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще нагляднодейственное и нагляднообразное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года –практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства. 1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми. 2. В экспериментаторстве

достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. 3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься какимто делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. 4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие дватри года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какуюто систему. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка –переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты. С чего начинается процесс экспериментирования? Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента. Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник, помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли. Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка. Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее, он пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти. Последние этапы даются детям труднее, но большинство деток отлично с этим справляются.

Цель любого эксперимента - развитие познавательных интересов, потребностей, в самостоятельной поисковой деятельности, больше всего интерес к экспериментам возникает в старшем возрасте.

Задача, которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цели эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.

Опыты - наблюдения еще одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые проводятся как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности, на прогулке. Интересно, детям проводить наблюдения за объектами живой природы (посадить семена цветов и наблюдать за ними, за их ростом, потом пересадить на огород). Дети любят наблюдать за животными, птицами, рыбками.

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности : видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.

Н. Н. Поддьяков утверждает, что главным в познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения.

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности : видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.

Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. При правильном построении деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы.

Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло.

Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

В процессе деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и д. т. В ходе деятельности дети учатся анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы: Что мы делали? Что получилось? Почему? По окончании образовательной деятельности обсуждается с детьми, что нового они узнали, закрепляется пройденный материал.

Дети проявляют желание экспериментировать дома, им дается домашнее задание, пронаблюдать за определенной ситуацией совместно с родителями. После чего вместе со всеми детьми обсуждаются их наблюдения в группе.

Таким образом, теоретический анализ работы показал, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер вызывают интерес к исследованию, формируют мыслительные операции, стимулируют любознательность, развивают познавательную активность.

Публикации по теме:

Игровая деятельность в детском садуИгровая деятельность в детском саду Воспитатель: Степанова Елена Ивановна. Актуальность «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ» В условиях реализации.

Игровая экспериментальная деятельность в детском саду Игры – эксперименты во второй младшей группе. Времена года. Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять. Материалы:.

Консультация для воспитателей по опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» «Неизведанное рядом» Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ" "Люди, научившиеся наблюдениям.

Мастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском садуМастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском саду Предлагаю Вашему вниманию эксперимент, который мы провели с детьми старшей группы в рамке проекта «Царица – водица!» Цель эксперимента доказать,.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском саду и дома, как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников».

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл» В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Театральная деятельность в детском саду Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.

Театрализованная деятельность в детском саду Педагогический совет "Досуговая деятельность в детском саду" "Досуговая деятельность - условие интеллектуального, нравственного, эстетического.

Театральная деятельность в детском садуТеатральная деятельность в детском саду Театр кукол – наиболее распространённая форма организации досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в детском саду
Опубликовано: 12 октября 2018 в 16:13
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД