Лилия Мухамедшина
Экспериментальная деятельность в развитии любознательности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в развитии любознательности у детей дошкольного возраста [/b]
Одним из ведущих направлений в работе с детьми является поисково-исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, через исследовательскую деятельность. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь именно в процессе эксперимента, ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Публикация «Экспериментальная деятельность в развитии любознательности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- развитие представлений о свойствах веществ и предметов;
- развитие у детей познавательных способностей, мыслительных операций: социально-коммуникативное развитие.
Дети действительно очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Исследования и опыты нужно включать в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность. Использование экспериментирования эффективно для обучения. В процессе занятий происходит умственное развитие ребенка, совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. На основе уже имеющихся знаний дошкольники получают новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя и расширяя их в соответствии с возрастными особенностями детей. Неполноценная экспериментальная деятельность ребенка накладывает отпечаток на формирование его познавательного развития и любознательности. Любознательность - активный поиск предмета или явления - интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Любознательность сопровождается выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательный ребенок не ищет легких задач. Это выражается в стремлении знать больше, чем дается обычно на занятии, найти ответы на вопросы, возникшие, например, во время наблюдений.
В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет, не тонет, пробуют на вкус. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент, организуемый педагогом детского сада, безопасен для ребенка и в то же время знакомит детей с различными свойствами окружающих предметов. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Для этого в группе целесообразно создавать «уголок экспериментирования», который способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности. В уголках по экспериментированию должны быть представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются.
Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности.
• безопасность для жизни и здоровья детей
• достаточность
• доступность расположения
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование
•Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
•Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
•Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
•Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
•Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д.
•Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
•Красители: гуашь, акварель и т. д.
•Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл, мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т. д.
•Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т. д.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
Таким образом, вся работа по формированию и развитию познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности направлена на развитие познавательной инициативы, любознательности, умения устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности. Результатом развития любознательности через экспериментирование является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие всех психических процессов, расширение словарного запаса, обогащение речевого общения на основе культурных норм.