Статья «Экспериментальная деятельность в старшей группе»

Алёна Румянцева
Статья «Экспериментальная деятельность в старшей группе»

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи окружающего мира, тому подтверждение экспериментальная деятельность, которая организована воспитателями в группе. Она позволяет объединить все виды деятельности, развивать наблюдательность, ум, создавать творческую личность. Для этого была создана развивающая среда, направленная на экспериментальная деятельность.

Задачи:

1. Создание условий для формирования мировоззрения.

2. Развитие представлений химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие веществ при соединении.)

3. Развитие представлений физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды).

4. Развитие представлений о свойствах: воды, песка, глины, воздуха, камня.

5. Развитие ЭМП (упражнять в количественном счете.

6. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов. Познакомить у увеличительным стеклом.

7. Развитие мыслительных способностей: анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать вывод.

Свою деятельность строю, таким образом, чтобы учитывать интересы детей, занятия проводить небольшими группами. На занятиях использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, тем самым поддерживать интерес детей. Проведение занятий в данном направлении не более одного раза в неделю по 25-30 минут. Занятие включает 2-3 эксперимента, при этом учитывается сложность.

Структура занятия – эксперимента в виде игры.

• Формулирование проблемы, то есть постановка познавательной задачи.

• Отбор способов проверки, выдвижение предположений детьми.

• Проверка гипотез.

• Подведение итогов, выводы.

• Фиксация результатов.

• Вопросы детей.

Для положительной мотивации воспитатель использует различные стимулы, такие как новизна, необычность объекта, сюрприз, мотив помощи, познавательный интерес (почему так, а не иначе)

Занятия направленные на экспериментальную деятельность разделены на группы:

-Вода

-Воздух

-Рукотворный мир человека.

Есть разработанный перспективный план по экспериментальной деятельности дошкольников

Он рассчитан на старший возраст и реализуется в рамках программы «От рождения до школы» с учетом ФГОС.

Для этого создана развивающая среда для опытов, наблюдений, экспериментов.

В нее входит:

-Приборы-помощники: Микроскоп, увеличительное стекло - лупа, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут, компас, магниты

-Прозрачные и непрозрачные сосуды: пластиковые бутылки, стаканы. ведерки, воронки.

- Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, песок, кусочки коры, деревьев.

- Бросовый материал: кусочки кожи, поролон, лоскутки разной по фактуре ткани, пробки, проволочки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.

-Красители (безопасные): гуашь, акварель.

-Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, тонущие и плавающие игрушки.

Материалы меняются для того, чтобы постоянно поддерживать интерес детей и принцип новизны.

Перспективный план экспериментально-опытной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Сентябрь (четвертая неделя).

1.) Экскурсия в детскую лабораторию.

Октябрь.

2.) Какая бывает вода?

3.) Вода – растворитель. Очищение воды.

4.)Упрямые предметы.

5.) Сила тяготения.

Ноябрь.

6.) Волшебные стеклышки.

7.) Почему предметы движутся?

8.) Хитрости интонации.

9.) Что такое масса?

Декабрь

10.) Воздух

11.) Солнце дарит нам тепло и свет.

12.) Почему дует ветер?

13.) Почему не тонут корабли?

Январь (вторая, третья, четвертая неделя)

14.) Путешествие капельки.

15.) Чем можно измерить длину?

16.) Все обо всем.

Февраль

17.) Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

18.) Откуда взялись остров?

19.) Как происходит извержение вулкана?

20.) Как появляются горы?

Март

21.) Испытание магнита.

22.) О «дрожалке» и «пищалки».

23.) Как сделать звук громче?

24.) Почему поет пластинка?

Апрель

25.)Как образуются метеоритные кратеры?

26.) Почему в космос летают на ракете?

27.) Секретные записки.

28.) Что такое молния?

Май

29.) Почему горит фонарик?

30.) Электрический театр.

31.) Радуга в небе.

32.) Забавные фокусы.

Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. - Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Издательство Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014.

Публикации по теме:

«В поисках затерянных вещей. Магнит и его свойства.» (Экспериментальная деятельность в старшей группе)«В поисках затерянных вещей. Магнит и его свойства.» (Экспериментальная деятельность в старшей группе) Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Как вытолкнуть воду?»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Как вытолкнуть воду?» Задачи: -Формирование представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. -Обучение прислушиваться к своим ощущениям.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы».Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы». Задачи: -Формирование понимания, что вода не имеет форму. -Знакомство детей через игры и опыты определять физические свойства различных.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Ветер — это движение воздуха»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Ветер — это движение воздуха» Задачи: -Знакомство детей с происхождением ветра как воздух. -Развитие наблюдательности, любознательности. -Способствование развитию у детей.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух имеет вес»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух имеет вес» Задачи: -Знакомство детей с окружающим его мире неживой природы. - Обучение детей через игры и опыты определению физических свойств различных.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыт «Вулкан в песке»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыт «Вулкан в песке» Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «вулкан»,.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Удивительный магнит»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Удивительный магнит» Образовательная область: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд. Тема: “Удивительный магнит ”. Цель: расширение кругозора.

Экспериментальная деятельность детей старшей группы «Откуда хлеб пришел»  (фотоотчет)Экспериментальная деятельность детей старшей группы «Откуда хлеб пришел»  (фотоотчет) Провела воспитатель Поликутина Т. П. "Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Наблюдение за веточкой смородины»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Наблюдение за веточкой смородины» Дети дошкольного возраста –прирождённые исследователи, они познают окружающий мир. Внутреннее стремление детей к исследованию создаёт условия.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «В гостях у дождевого червяка» в соответствии с ФГОС ДО Конспект опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у дождевого червяка» (знакомство с почвой) ЦЕЛЬ:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Статья «Экспериментальная деятельность в старшей группе»
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 22:35
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Яблоки»
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаем вам мастер-класс объемного яблока, сделанного из бумаги. Объемное яблоко из бумаги...
Сценарий встречи «Дня именинника в теремке» в семейном клубе «Мама, папа, я —...
Сценарий встречи "Дня именинника в теремке" в семейном клубе «Мама, папа, я – музыкальная семья» ( для детей младшей группы и их родителей. В-ль:...
Презентация «Добыча соли, ее применение»
Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка » МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли, ее применение»....