Экспериментальная деятельность «Знакомство со свойствами воздуха»

Ольга Беседина
Экспериментальная деятельность «Знакомство со свойствами воздуха»

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Задачи:

1. Расширение и уточнение представлений детей о природе.

2. Закрепление умения вести наблюдения.

3. Формирование знаний о значение воздуха в жизни человека; животных и растений.

Программное содержание: Продолжать дальнейшую конкретизацию и обогащение представлений о природе.

Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах: имеет объем, принимает форму любого сосуда, воздух находится повсюду, воздух движется, невидимый.

В процессе усвоения элементарных знаний развивать у детей способность обобщенного восприятия, элементы словарно-логического мышления, связную речь, познавательное отношение к природе.

Учить детей вести целенаправленный анализ, видеть при этом существенные признаки и свойства, делать выводы.

Воспитывать активную деятельность, любовь к природе.

Словарная работа: прозрачный, невидимый, упругий, "порывистый", "резкий", "ураганный", "разрушительный".

Предварительная работа: наблюдения в природе, на прогулке и во время экскурсий, чтение энциклопедии «Я познаю мир». Беседа «Воздух в моей жизни». Дидактическая игра «Природа и человек». Рассматривание картин с морским пейзажем. Разучивание песен о природе. Сочинение экологической сказки «Воздух и ветер».

Музыкальный материал. Аудиозапись «Старинной французской песни» П. И. Чайковского. Аудиозапись шума ветра.

Живописный материал. Репродукции картин, изображающих море, суда. (И. Айвазовский «Радуга», Н. Н. Дубовской «Притихло», А. Рылов «В голубом просторе»)

Речевой материал. Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Стихотворение Г. Долженко «Гладь морская". Календарная закличка - «Ветер, ветерок». Загадки.

Материалы и оборудование: стеклянная банка, целлофановые пакеты, мелкие игрушки, коктельные трубочки, стаканы с водой, губки, пустой стакан с прилепленной на дно салфеткой, таз с водой, воздушные шарики по числу детей, полоски бумаги, парусного судна, вертушка, волшебная палочка, шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веер, мыльные пузыри, кусочек сахара.

Методические приёмы: наблюдения, рассказ воспитателя, практическая работа, показ иллюстраций. проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов, чтение сказок.

Место проведения. Групповая комната.

Методы и приёмы

Действие воспитателя

Действия детей Ответы детей

Высок. ур Средн. ур

Организационный момент

Пальчиковая гимнастика

(2 мин)

Наши алые цветки

Распускают лепески

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышит

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

Ребята, мы сейчас послушали красивое стихотворение. Кто мне ответит на вопрос: о чём это стихотворение?

Правильно, это стихотворение посвящается цветку и ветру. Рассаживаемся по своим местам

Дети слушают воспитателя, стоят вокруг него.

Ладони соединены лодочкой перед собой.

По очереди, начиная с большого пальца, разводят пальцы в сторону. Запястье остаётся соединённым

Подуть на руки «Цветки»

Подвигать пальцами вперёд-назад.

По очереди сложить пальцы, начиная с мизинца, соединить ладони лодочкой.

Покачать сомкнутыми ладонями вправо влево.

Положить голову на сложенные ладони.

Сегодня мы узнаем много нового о воздухе, о ветре).

Рассаживаются на свои места. *

*

*

*

*

*

*

*

*

* *

*

*

*

*

*

*

*

*

Мотивирование детской деятельности

(2 мин) Ребята, вы хотели бы стать волшебниками? Сегодня мы с вами превратимся в настоящих волшебников. Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами окажемся в волшебной лаборатории (для каждого ребёнка на стол раскладывается рабочий материал)

Дети рассаживаются по своим местам * *

Информация,

Дыхательная гимнастика

(4 мин) Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить.

Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись.

Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Мы с вами спокойно вдыхаем и выдыхаем воздух, Воздух нужен не только человеку, нужен для растений, животных.

Что вы знаете о воздухе?

Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух?

Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

Задерживают дыхание

Он невидим, прозрачный, бесцветный.

Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать. *

*

* *

*

*

Практическая работа на обнаружение воздуха в различных предметах, закрепление представлений о свойствах воздуха, сжимаемости воздуха, весе воздуха.

Опыт № 1.(4 мин) Воздух есть везде. Вот перед вами стакан. Он пустой. На дно стакана я прикреплю кусочек салфетки. Обратите внимание, я сейчас переверну стакан и попытаюсь опустить его в таз с водой. Что мы видим?

Что же это означает?

Вода не попадает в стакан.

В стакане есть воздух.

*

*

Опыт № 2 (4 мин) Ребята, у меня в руках обыкновенный полиэтиленовый пакет, такие же пакетики лежат у вас на столах.

Какой пакет?

Я сейчас положу в него несколько предметов, и пакет окажется частично заполненным. Теперь я эти предметы убираю – пакет пустой. Ребята,

возьмем пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит?

Что же надуло пакет?

Вывод. Значит воздух упругий.

Прозрачный, плоский.

Пакетик надувается, становиться упругим, плотным.

Воздух.

*

*

*

*

Игра в кругу

(3 мин) Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем.

Дует, дует ветер

Дует, задувает.

Нежные листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

Над лесной дорожкой.

Падают листочки.

Прямо нам под ножки.

Дети сидят на корточках в кругу. Дуют, вытягивая губы «трубочкой».

Встают. Поднимают руки вверх. Выполняют с поднятыми руками наклоны влево-вправо.

Бегут по кругу.

Останавливаются. Садятся на корточки. * *

Опытно - экспериментальная деятельность.

Опыт № 3

(4 мин) Ребята а вы знаете, что воздух находится не только вокруг нас? Он ещё есть в земле, в воде. Даже в некоторых продуктах. Например, в сахаре или в соли

(на дополнительном столе прозрачное блюдо с водой, кусочек сахара и пачка соли)

Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из кусочка сахара кверху побежали пузырьки). Что это значит? Теперь возьмём щепотку соли и тоже опустим в воду. Что мы наблюдаем?

Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре, в соли.

Дети стают перед воспитателем.

Пузырьки появляются.

В воде есть воздух.

В сахаре есть воздух.

В соли есть воздух

*

*

*

*

*

*

*

Опыт № 4

(4 мин) Ребята, возвращаемся в свою лабораторию и продолжим наши исследования. Возьмите полоску бумаги и подуйте на неё, что вы видите. Полоска бумаги колышется, двигается. Чем сильнее мы дуем, тем сильнее колышется наш лист бумаги. Воздух заставляет двигаться и другие предметы. Подумайте, что двигается при помощи воздуха. Люди издавна научились применять это свойство воздуха – его движение.

Кто вспомнит, как называется двигающийся воздух?

Какой бывает ветер? Посмотрим на картинки на доске?

Вывод: при сильном ветре качаются деревья, трава, поднимается песок с земли в воздух, на море двигается вода – образуются волны.

Дети рассаживаются по своим местам

Дети берут лист бумаги и дуют на него с разной силой

Ветер – это движение воздуха.

Ветер бывает спокойным, тихим, сильным, порывистым, резким, разрушительным. *

*

* *

Сюрпризный момент

(3 мин) Сегодня у нас необычный гость.

(Достает не надутый воздушный шар)

Дети, что это такое?

Какой шарик?

Шарик просит меня, чтобы я его надула.

(воспитатель надувает шар).

Чем наполнили шар?

Каким стал шар?

Тяжелее стал шарик или легче?

Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха?

(воспитатель отпускает шар, не завязав его)

Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжатым. Где еще находится сжатый воздух?

Какой воздух в шариках?

шарик

Красный, резиновый, тянется, худенький.

Воздухом.

Большим, прозрачным.

Тяжелее.

Он лопнет.

В резиновом мяче, в шинах велосипеда.

В шариках воздух сжатый.

*

*

*

*

*

*

*

*

Итог занятия

(2 мин) Ребята, мы сегодня с вами побывали в роли волшебников. Подошла пора возвращаться к себе в группу. Возьмите свои шарики в руки, Присядем все в кружочек, закроем глаза и скажем «Крибля, крабли, бум». И мы вновь в группе

Понравилось вам проводить опыты?

Что нового вы сегодня узнали?

Сможете ли самостоятельно дома показать такие опыты родителям?

Воздух находится вокруг нас.

Он бесцветен, прозрачен, не имеет вкуса и запаха. Воздух не имеет веса. *

*

*

* *

*

*

Игра с шарами "Летающие бабочки"

(3 мин)

А сейчас мы поиграем на лесной полянке. Наш шарик пригласил в гости своих друзей воздушные шары. (Воздушные шары заранее надуты. Младший воспитатель помогает их раздавать). Шарики будут бабочками. Бабочки любят летать. Посмотрим, чья бабочка летит выше и не падает. Дети подбрасывают шары вверх и ловят.

Игра продолжается, шарики остаются у детей. * *

Публикации по теме:

Перспективный план кружковой работы по экспериментальной деятельности в средней группе на второе полугодие. Перспективный план работы кружка по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе. Декабрь: Снег и лёд. 1. Лёд - вода, изменившая.

Программа ознакомления детей с родным краем «Мир Бодайбинского района» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ «МИР БОДАЙБИНСКОГО РАЙОНА» ТИП ПРОГРАММЫ: образовательная. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познание, социализация,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность «Знакомство со свойствами воздуха»
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 19:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 февраля. День смотра строя и песни на МААМ

В канун 23 февраля во многих детских садах и школах проводятся традиционные смотры строя и песни. В школьных спортзалах и музыкальных залах садиков мальчишки и девчонки бодро шагают в едином строю,...

20 февраля. День поделок в технике киригами на МААМ

Бумажная архитектура, как иногда называют киригами, зародилась в конце прошлого века в Японии. Основоположником этой техники считается профессор архитектуры Токийского технологического института Масахиро...

Фотоочерк «Моя войлочная история»
Моя войлочная история Немного истории о войлоке Существует множество удивительных легенд о возникновении войлока. Существует легенда о первом появление...
Конспект занятия «Знакомство с профессией повар»
Конспект НОД Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная категория: вторая младшая группа «Знакомство с профессией повара» Большецова...
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений
Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать...