Экспериментальная деятельность в группе на тему «Почва»

Осипова Люция Фазулловна
Экспериментальная деятельность в группе на тему «Почва»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения

Детский сад «Умырзая» деревни Валитово муниципального района

Хайбуллинский район Республики Башкортостан

Экспериментальная деятельность в группе

на тему: "Почва"

Осипова Люция Фазулловна,воспитатель

Цель. Знакомить с типами почвы родного края, ее составом и некоторыми свойствами.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение выделять свойства песка и глины;

Развивающие:

-развивать умение размышлять, высказывать и обосновывать свои суждения, обобщать результаты опытов.

-строить гипотезы и проверять их; формировать интерес к исследовательской работе.

Воспитывающие:

-воспитывать желание беречь природу.

Материал. Демонстрационный: маленький и большой распустившийся цветы, прозрачный пакет с почвой, образец почвы на тарелке, лупа, четыре стеклянные банки, три стаканчика с водой, три воронки, условные обозначения (почва, песок, глина, вода, воздух, лист, ветка, корни, насекомые).

Раздаточный: тарелочки с образцами песка, глины, почвы; палочки, лупы.

Предварительная работа. Рассматривание состава земли.

Последовательность работы

Воспитатель. Посмотрите, у меня в руках цветочек. Он вялый. Чахлый, не знает, где его дом, где ему теперь жить.

Дети. В земле.

Воспитатель. Да, в земле, но в какой? Давайте выясним!

Опыт. «Из чего состоит земля?»

Воспитатель. Рассмотрим с помощью увеличительного стекла, из чего состоит земля. Верно, земля состоит из почвы. Каким цветом почва обозначается? Правильно, коричневым, песок желтым, глина оранжевым.

Дети с помощью лупы рассматривают на тарелочках песок, глину, почву.

Вывод. Земля состоит из почвы (темного цвета, глины (слипшиеся песчинки темно- оранжевого цвета, песка (песчинки желтого цвета). (Выставляет символы на доске; рис. 1.) Давайте теперь рассмотрим, из чего состоит разная земля. Земля, действительно бывает разной по составу: песчаная, в которой больше песка, глинистая, в которой больше глины, и чернозем, в нем много микроэлементов.

Опыт. «Определение состава почвы»

Воспитатель. Давайте попробуем определить, в каком стакане какая почва. Как это можно сделать? Нальем одинаковое количество воды в каждый стаканчик и немного погодя посмотрим, чем они отличаются.

Дети наливают одинаковое количество воды в стаканчики с песчаной, глинистой и в стакан с черноземом; на время оставляют их.

Воспитатель. Давайте теперь рассмотрим, из чего состоят песок и глина.

Опыт. «Из чего состоят песок и глина?»

Воспитатель. Каждый с помощью увеличительного стекла рассмотрит, из чего состоит песок. (из песчинок) Как выглядят песчинки? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые). Песчинки- это крохотные камешки. Похожи ли песчинки друг на друга? (ответы).

Затем таким же образом рассмотрим комочек глины. Есть ли в ней такие же частички, как в песке? (есть, но они слипшиеся).

Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина- из мелких частичек- песчинок, которые слипаются друг с другом.

Воспитатель выставляет символы на доске.

Опыт. «Из чего состоит почва

Дети в лупу рассматривают почву и называют ее компоненты.

Вывод. Почва состоит из элементов живой и неживой природы: песка, глины, мелких камешков, веточек, сухих травинок, фрагментов листьев, семян, останков животных (воспитатель выставляет символы на доске).

Физкультминутка

Воспитатель. Представьте себя в виде маленького семени, которое посадили в землю, полили, оно прорастает, росток поднимается все выше и выше, качается на ветру, появляется бутон, он раскрывается и тянется к солнышку.

Дети выполняют соответствующие движения.

Воспитатель. А что еще есть в почве? Помните, мы с вами положили почву в пакет. Давайте посмотрим, что с ней произошло?

Опыт. «Есть ли в почве вода

Заранее положите почву в полиэтиленовый пакет и завяжите его. Во время занятия можно увидеть капли воды в пакете.

Воспитатель. Откуда они взялись? Верно, влага из почвы испаряется и оседает на стенках пакета в виде капель воды, значит…

Вывод. В почве есть вода.

Опыт. «Есть ли в почве воздух

Воспитатель. Опустим в банку с водой образец почвы. Появились пузырьки. Откуда взялся воздух? Верно, он находится между комочками почвы.

Вывод. В почве есть воздух, который нужен растениям.

Воспитатель. Давайте вернемся к нашим стаканчикам и попытаемся определить, какая в них почва: глинистая, песчаная или чернозем.

Опыт. «Что лучше пропускает воду?»

Воспитатель. Три воронки, наполненные песком, глиной и почвой, вставьте в пустые стаканчики. Налейте в каждую воронку одновременно одинаковое количество воды. В каком стакане вода быстрее отстоится? Почему?

Вывод. Быстрее всего вода просачивается сквозь песок.

Воспитатель. Какой домик будет лучшим для нашего цветочка? Правильно, из почвы. Почему? Что в ней находится? Зачем нужно добавить в почву немного песка? Чтобы почва была рыхлой и вода быстрее добралась до корешков растений. Вот в этом горшочке и есть такая почва. Мы туда наш цветочек и посадим (отвлекает детей и сажает в горшок искусственный цветок).

Дети в восторге от того. Что на правильно выбранной почве цветок расцвел.

Публикации по теме:

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Почва» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.

Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе» В средней группе детского сада интерес у детей становится все больше к окружающим предметам или явлениям природы. Именно поэтому в своей.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе МАЙ 1. Могут ли менять форму твердые предметы? Цель: выяснить, могут ли камни менять форму. Ход опыта: воспитатель предлагает детям взять.

Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в группе на тему «Почва»
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 14:41
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение по ПДД в первой младшей группе «Незнайка в гостях у ребят».
Цель: учить детей правилам дорожного движения, расширить представления о дорожных знаках, и работе светофора, воспитывать ответственность за свою...
Конспект НОД в старшей группе на тему «Как я провел лето»
Цель. Формировать умение вести коллективный разговор, высказываться на тему из личного опыта. Задачи. • Уточнить и расширить представления детей о...
Сценарий праздничного мероприятия ко Дню дошкольного работника.
"Все мы родом из детства" Сценарий мероприятия ко Дню дошкольного работника ( Звучит музыка. В зал входит ведущая) Ведущая: Здравствуйте, коллеги, с...
Фотоотчёт праздничного дня для детей и родителей «Здравствуй, детский сад»
Фотоотчёт праздничного дня для детей и родителей "Здравствуй, детский сад" Понедельник 3 сентября в МАДОУ «Детском саду №11» «Золушка» начался...
Стенгазета о летнем отпуске детей — «Лучшие на свете впечатления о лете»
Нет такого взрослого, ни ребенка, который бы не любил лето. Тем более, если летом предстоит еще и отпуск с поездкой в дальние страны, на море или просто к...