Лучший педагог года

Экспериментальная-исследовательская деятельность, как средство дополнительной образовательной услуги в ДОУ

Людмила Пановская
Экспериментальная-исследовательская деятельность, как средство дополнительной образовательной услуги в ДОУ

Актуальность методической темы:

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Недостаточно внимания уделяется экспериментаторской деятельности детей раннего возраста. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. К сожалению, в нашей группе недостаточно методической литературы, разработанных перспективных планов, конспектов игр-занятий, отсутствует уголок для экспериментирования.

Публикация «Экспериментальная-исследовательская деятельность, как средство дополнительной образовательной услуги в ДОУ» размещена в разделах

Цель: Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей экспериментирование детей раннего возраста

Задачи:

1. Изучить и накопить теоретический материала по теме, создать методический продукт

2. Разработать и реализовать план-программу

3. Создать условия для экспериментирования

4. Подбор приборов и оборудования для мини-лабораторий

Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.

Формы проведения: эксперименты, занятия, игры, беседы, наблюдение.

Сроки проведения: долгосрочный(2020-2021 уч. год)

Этапы реализаций:

1 этап - подготовительный

-изучение и накопление теоретического материала по теме, создание методического продукта.

2 этап - основной

-разработать и реализовать план-программу по проекту

3 этап - заключительный

-подвести итоги и представить результаты

Ожидаемый результат:

- обогащение предметно-развивающей среды

- проявление интереса у детей к экспериментированию

Реализация методической темы:

Сентябрь, октябрь:

1. Подбор материала по данной теме

2. Постановка целей и задач

3. Изучение темы «Организация мини-лаборатории в детском саду»

4. Составление алгоритма проведения занятия - экспериментированию

5. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Планирование работы с детьми

месяц тема Задачи и цели

Октябрь «Вода»

1. «Исследование воды на прозрачность» - узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха)

2. «Разноцветная водичка» - познакомить, как можно окрасить воду

3. «Растворимость веществ в воде» - рассмотреть, что растворяется в воде, а что оседает на дно (сахар, песок)

Ноябрь «Воздух»

1. «Воздух – невидимка» - познакомить со свойством воздуха – движение (он невидим, но его можно почувствовать)

2. «Движение воздуха»- с помощью дыхательной гимнастики приводим в движение материал – салфетку

3. «Воздух внутри нас» - дать понять о том, что люди дышат воздухом

Декабрь «Камни»

1. «Камни, камешки» - знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями

2. «Лёгкое пёрышко – тяжёлый камень» - дать понять, что пёрышки лёгкие, а камни тяжёлые»

3. «Музыкальный инструмент из камешков» - показать детям, как создать звук из камней»

Январь «Песок»

1. «Знакомство с песком»-показать детям, что песок состоит из множество песчинок

2. «Сухой песок сыпучий» - познакомить с основными свойствами песка

3. «Следы на песке» - показать детям, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком

Февраль «Бумага»

1. «Бумага, ее качества и свойства» - научить узнавать предметы, сделанные из бумаги. Определять ее качества (цвет, гладкость) и свойства (рвется, режется).

2. «Бумажные листочки» - дать представление о том, что бумага легче воды.

3. «Горение бумаги» - показать детям, что бумага горит. В результате горения образуется пепел

Тема Задачи Цели

Вода Обучающая

-познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

Развивающая

-развивать навыки проведения первых опытов;

-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;

-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная

-умение работать в группе;

-воспитывать бережное отношение к воде.

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по определению свойств и качеств неживой природы (прозрачная, безвкусная, без запаха).

Воздух Обучающие: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; Развивающие: способствовать формированию у детей познавательного интереса; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; • знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, бесцветный, прозрачный, движется, ощущаем);

• воспитывать интерес к экспериментированию;

• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

Камни Образовательные – познакомить детей: с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Развивающие – развивать: интерес к камням, мышление, речь, обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий.

Воспитательные – воспитывать: бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Песок Обучающие

задачи:

Познакомить детей со свойствами песка.

Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.

Актуализировать интерес к работе с песком.

Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

Развивающие задачи:

Развивать моторику рук детей.

Обогащать словарный запас.

Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать чувства сопереживания, сострадания.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Бумага Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами бумаги, бумажных салфеток;

Формировать умение делать открытия и выводы;

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

Воспитывать аккуратность в работе Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта, научить обобщать, давать более полные ответы. Развивать речь и память детей. Воспитывать в детях аккуратность. Продолжать учить детей наблюдать. Прививать интерес к исследованию.

Вывод: Я буду продолжать работу с детьми по теме исследовательская деятельность т. к. вижу результат своей работы: у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Работа с родителями

месяц Активные формы работы

сентябрь Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»

октябрь

1. Консультация: «Роль экспериментирования в раннем возрасте».

2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

ноябрь

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

декабрь Пополнение уголка детского экспериментирования

Январь «Мы печем пироги» открытое занятие

февраль

Статья: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

март

Семинар-практикум «Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста»

апрель

Фотовыставка: «Мы экспериментируем».

май

Презентация проекта: «Экспериментирование с предметами и веществами в раннем возрасте»

Создание развивающей среды:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

2. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т. д.);

3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

4. Разные виды бумаги, пластилин;

5. Красители (акварельные краски)

6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.);

8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

9. Детские фартуки;

10. Полотенца, тряпочки;

2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

1. Свойства воды;

2. Воздух и его свойства;

3. Твердое тело: камень; песок

4. Свойства бумаги

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.

Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные

Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много (ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.

А теперь давайте проведём эксперимент с песком (Дети поливают песок водой) Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? (Ответы детей) – Потому что мы полили песок водой.

Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.

Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.

Воспитывать желание помогать близким.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки; чудесный мешочек; поролон.

Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый

Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек», «Какого цвета?»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл профессор Знайкин. Знайкин приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. (Дети одевают халаты и проходят к столу) На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? (Ответы детей) А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. (Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя) Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается, потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с профессором.

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.

Дать представление о том, что воздух невидим.

Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.

Обогащать словарь.

Вызвать положительные эмоции настроя.

Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.

Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая

Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

Позвонил телефон, звонит профессор Знайкин. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети одевают халаты. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям, как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

То же самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Ребята, вам понравились опыты с профессором Знайкиным. Дети повторяют, чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель то же самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

Анализируя данный проект можно сделать следующие выводы:

Материалы для разработанного проекта выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на экспериментирование.

Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог -родители. Родители принимали участие в реализации проекта на этапе закрепления интереса к экспериментам и дали положительную оценку проведенной работе.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к экспериментальной деятельности в различных ситуациях необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.

Литература.

1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А. А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

4. Маневцева Л. М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

5. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

6. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

7. Потапова Т. В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;

8. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Усваивается все крепко.

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познание» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУЭкспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ Организация практических занятий в лаборатории ДОУ План 1. Значение исследовательской деятельности. 2. Формы работы с детьми 3. Методические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная-исследовательская деятельность, как средство дополнительной образовательной услуги в ДОУ
Опубликовано: 19 мая 2021 в 06:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД