Светлана Логинова
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ «Волшебный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательская деятельность
по познавательному развитию
«Волшебный мир воды»
Пояснительная записка
Тема: «Волшебный мир воды»
Вид проекта: краткосрочный (3 месяца)
Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой
Участники: дети, родители, воспитатель.
Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ „Волшебный мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).
Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.
Основная цель – развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
3. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами, делать несложные выводы.
4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
5. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.
Проект рассчитан на детей средней группы. Срок реализации проекта 3 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Ожидаемые результаты:
1. Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
3. Приобретение опыта в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез, выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
5. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).
Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
Основная часть
Этапы реализации:
I. Этап проектирования
Научно-исследовательский этап (теоретический).
Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.
Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
Подборка опытов с описанием проведения.
Разработка перспективного планирования с учётом возрастных
особенностей детей по играм экспериментам.
II. Проектные мероприятия:
Творчески-продуктивный этап (практический).
Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Специально организованные занятия.
Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
Беседы, подтвержденные показами опытов.
Наблюдения.
Чтение художественной литературы.
III. Результаты проекта:
Информационно-диагностический этап (аналитический).
Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.
Презентация проекта
Создание папки «Экспериментальная работа в ходе реализации проекта»
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей. Учебно-тематический план
Месяц Название
мероприятия
(опыта, эксперимента) Образовательные задачи
Декабрь
1 неделя
Эксперимент № 1. «Тонет – не тонет».
Цель: Определить, почему некоторые предметы тонут, а другие - нет.
Нам понадобится: два стакана, деревянный кубик, ложка стальная, два мандарина, вода.
Ход: 1. Наливаем воду в стаканы.
2. Опускаем в один стакан мандарин.
3. Чистим второй мандарин и опускаем в другой стакан.
4. Опускаем в один стакан кубик, в другой – ложку.
Вывод: Мандарин в кожуре не тонет, потому что под кожурой есть воздух, который удерживает мандарин на плаву. Кубик плавает, потому что он деревянный, а ложка тонет, потому что она железная. 1. Вызвать интерес детей к опытам и экспериментам с водой.
2. Предложить детям определить свойства различных предметов по отношению к воде «тонет – не тонет».
3. Учить детей манипуляциям с водой.
4. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.
5. Изучить свойства материалов дерева и железа по отношению к воде.
6. Изучить свойства предметов, наполненных воздухом, а также не содержащих воздуха.
7. Заметить, какой момент опыта больше всего привлекал внимание детей, какой момент вызывал восторг.
2 неделя
Эксперимент №2. «Волшебное впитывание».
Цель: Определить, почему вода из полного стакана переходит в пустой по бумажным мостикам.
Нам понадобится: 3 стакана, краски, кисти, салфетки, вода.
Ход: 1. Наливам воду в два стакана.
2. Подкрашиваем воду.
3. Скручиваем бумажные салфетки в трубочку.
4. Опускаем один конец трубочки в полный стакан, а другой в пустой.
5. Наблюдаем, что происходит.
Вывод: Вода впитывается в салфетку и переходит в другой стакан. 1. Поддержать интерес детей к опытам и экспериментам с водой.
2. Предложить детям изучить свойства воды – изменение цвета, путем подкрашивания, а также свойство впитывания.
3. Учить детей манипуляциям с водой.
4. Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.
5. Изучить, какие материалы впитывают воду.
6. Рассмотреть, как вода впитывается в различные материалы.
7. Заметить реакцию детей, а также процесс развития интереса во время эксперимента.
3 неделя
Эксперимент №3. «Как вода испаряется»
Цель: Определить, как из воды получается пар.
Нам понадобиться: Большая банка (3 литра, крышка, горячая вода.
Ход: 1. Наливаем в банку горячую воду.
2. Накрываем крышкой.
3. Наблюдаем, что происходит.
Вывод: Горячая вода образует пар, который поднимается кверху и оседает на стенках банки. Через некоторое время появляются капли, когда они становятся крупные, начинают капать обратно в воду. 1. Поддержать интерес детей к опытам и экспериментам с водой.
2. Предложить детям изучить свойство воды – переход из жидкого состояния в газообразное, то есть в пар.
3. Выявить процесс испарения воды.
4. Изучить свойство воды поддерживать температуру, а также остывать.
5. Рассмотреть, как из пара снова образуется вода.
6. Познакомить с процессом конденсации.
7. Отследить момент опыта, вызвавший наибольший интерес детей.
4 неделя
Эксперимент №4. «Снег – это тоже вода!»
Цель: Изучить свойства снега.
Нам понадобится: Таз, подложки, снег.
Ход: 1. Занести снег в комнату.
2. Разложить его по небольшим комочкам.
3. Потрогать, полепить, обратить внимание на свойства снега (холодный, мокрый).
4. Наблюдать, что происходит.
Вывод: Снег вод воздействием тепла тает, превращается в воду. 1. Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы. В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».
2. Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями, снег становится липким, можно играть в снежки.
3. Предложить детям понаблюдать, что произойдет со снегом в теплом помещении группы.
4. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
5. Отметить наиболее интересный момент эксперимента.
Январь
1 неделя
Эксперимент №5. «Мыльные пузыри».
Цель: Определить, как меняются свойства воды, если добавить туда мыльный раствор и глицерин.
Нам понадобится: Жидкое мыло, смешанное с глицерином, плоские ёмкости для воды, пипетки, листы бумаги, вода.
Ход: 1. Разлить воду в подложки.
2. Добавить мыльный раствор в воду с помощью пипетки.
3. Скрутить трубочку из бумаги.
4. Опустить трубочку в раствор и подуть.
Вывод: При добавлении мыльного раствора вода приобретает тягучие свойства, может образовать пленку, внутрь которой запускается воздух и надувается мыльный пузырь. 1. Поддержать интерес детей к опытам и экспериментам с водой.
2. Предложить детям изучить свойства мыльной воды.
3. Совершенствовать навыки детей работы с пиппеткой.
4. Развить у детей представление о мыльной пене.
5. Научить пускать мыльные пузыри.
6. Дать представление о том, что внутри пузыря находится воздух.
7. Заметить, что стенки пузыря – это тонкий слой мыльной воды.
8. Отследить момент наибольшего интереса детей к эксперименту, а также момент проявления воли, усидчивости.
2 неделя
Эксперимент №6. «Проткнуть пакет!»
Цель: Выяснить, можно ли проткнуть пакет с водой так, чтобы вода не выливалась.
Нам понадобится: Пакет полиэтиленовый, карандаши, таз, лейки, вода.
Ход: 1. Наполнить полиэтиленовый пакет водой.
2. Резким движением проткнуть пакет карандашом насквозь.
3. Наблюдать, что происходит.
4. Проткнуть пакет еще 2-3 карандашами.
Вывод: При первом прокалывании пакета вода не течет, потому что отверстия в пакете заткнулись карандашом. При дальнейшем прокалывании вода начинает выходить, так как вода давит на отверстия и они расширяются. 1. Поддержать интерес детей к опытам и экспериментам с водой.
2. Предложить детям изучить свойство воды вытекать, протекать в щели и отверстия.
3. Заметить, что если отверстие закрыто плотно, вода не вытекает.
4. Отследить момент наибольшего интереса детей к эксперименту, а также момент проявления радости, восторга.
3 неделя Эксперимент №7. «Цветные льдинки»
Цель: Выяснить, может ли вода стать твердой. Сделать необычные украшения изо льда.
Нам понадобится: Стаканчики пластиковые, краски, кисти, подносы, веревочка, вода.
Ход: 1. Разлить воду в стаканчики.
2. Подкрасить воду разными красками.
3. Разложить по стаканчикам веревочку-петельку.
4. Выставить стаканчики на мороз.
5. На следующий день посмотреть, что получилось.
Вывод: Вода на морозе превратилась в лед и стала твердой, кончики веревочек приморозились и теперь льдинки можно подвесить на кустики. 1. Поддержать интерес детей к опытам и экспериментам с водой.
2. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
3. Предложить детям изучить свойство воды перехода её в твердое состояние.
4. Изучить процесс подкрашивания воды, изменения ее цвета.
5. Рассмотреть условия образования льда.
6. Рассмотреть с детьми возможности применения льда.
7. Познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)
8. Стимулировать ожидания детей результата в течении двух дней.