Папки-передвижки

Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой

Алла Частова
Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой

«Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретённых, подводить изученные виды под один род»

К. Д. Ушинский.

Введение.

Экологическое воспитание и воспитание красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взгляд на красоту, помочь увидеть её, услышать. Очень важно ещё в детстве научиться замечать и видеть красоту, понимать и чувствовать её. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и красота откроется.

Публикация «Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой» размещена в разделах

Что нас привлекает в красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Восхищение красотой природы делает человека лучше. Стремясь воспитывать детей как хранителей природы, педагог должен, прежде всего, помочь им научиться, в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складываются любовь к жизни и духовное здоровье. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагог закладывает у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Именно на этапе дошкольного детства рёбенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первые основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Условия возникновения опыта.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Актуальность и перспективность опыта.

Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения.

Формирование мышления посредством изучения природы и познания её законов – проблемы, теснейшим образом связанные между собой. Исследование этих вопросов исключительно актуально для современного этапа развития детей дошкольного возраста, для поиска эффективных путей приобщения их к полноценной жизни, формирования у них элементов материалистического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития интеллектуальных и нравственных качеств личности детей. Приобретение чувственного опыта и познания объектов окружающей действительности начинается с раннего возраста.

Формирование представлений о неживой природе целесообразно начинать в дошкольном возрасте как наиболее сенситивном к овладению ими в плане подготовки детей к школе. Известно, что дошкольники не имеют достаточного самостоятельного житейского опыта ознакомления с живой и неживой природой, поэтому необходимо разработать специальную систему формирования представлений о неживой природе, о физических свойствах и изменениях физических объектов от внешних воздействий; это приведет к активизации познавательной деятельности дошкольников, развитию их умственной самостоятельности. На основании этих фактов мною был создан педагогический опыт работы под названием «Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой».

Цель работы состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о неживой природе у дошкольников в условиях обучения в детском дошкольном учреждении. Задачами данного опыта являются: изучение особенности представлений о неживой природе, разработка путей и способов эффективного формирования представлений, о физических свойствах и изменениях объектов, ознакомление детей с приборами метеостанции.

В процессе работы я применяла следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме изучаемого вопроса; изучение программы обучения и воспитания дошкольников; методы педагогического исследования (беседы, наблюдения). Практическая значимость работы заключается в выявлении роли обучения и формировании представлений о неживой природе; в разработке системы занятий, простых физических опытов, дидактических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, в определении содержания работы по ознакомлению с окружающим.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов: беседа, наблюдение, занятие, опыт. Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.

Детское экспериментирование сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его воспитанник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т. п. Современные исследователи (Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Экспериментирование одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Это стимулирует активность и любознательность ребёнка.

Теоретическое обоснование опыта.

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: тёмные тучи, яркие звёзды, разноцветные камушки в аквариуме и т. д. ; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки). Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддьякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые дошкольник разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Я организую работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме дошкольники овладевают экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Технология опыта.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность её использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

Практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести радость и сюрпризы. Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, я использую особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока только накопление практического опыта под руководством взрослого. В работе с детьми по изучению неживой

природы использую различные формы, методы и приёмы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.

Методы и приёмы работы.

Методы и приёмы работы.

Экспериментально-исследовательская деятельность

Постановка вопросов

Опыт проблемного характера

Фиксация результатов

Наблюдения

Дидактические игры

Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки

Беседы

Моделирование (создание модели)

Трудовые поручения

Форма работы.

Экспериментально-исследовательская деятельность

Наблюдения

Опыты

Прогулки

Путешествия

Трудовая деятельность

Экскурсии

На основании диагностики (см. приложение) и наблюдения выясняла, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью:

Высокий уровень - 10%

Средний уровень - 45%

Низкий уровень - 45%

Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности

допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, воспитанник ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание. По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В связи с этим я подбирала занятия с использованием экспериментов с неживой природой. Для реализации области познания в группе была переоборудована лаборатория.

Задачи лаборатории: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация,

наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории организуется один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

Структура проведения игры – экспериментирования.

Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);

выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

проверка гипотез;

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов;

вопросы детей.

Цель исследовательской деятельности в лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Оснащение лаборатории по экспериментальной деятельности.

Дидактический материал. Оборудование.

схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции - мини (например: «Часы бывают разные», «Изделия из камня»). материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл. Материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеёнчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Совместно с детьми были разработаны: правила безопасного поведения в детской лаборатории, запрещающие и разрешающие знаки. На стеллаже оформляются тематические выставки: «Природа и фантазия» (творческие работы детей и родителей, детей и педагогов, «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском» …

Я учила ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически. Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

С созданием метеоплощадки в детском саду появилась возможность погрузить детей в мир исследований и открытий. На метеоплощадке они узнают много нового о погодных явлениях и изменениях, учатся наблюдать и экспериментировать. Метеоплощадка оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада обеспечивает свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию. Она расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения погодных условий.

Дидактические задачи:

обучать детей снятию показаний приборов;

предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;

изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;

изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями;

обеспечение условий для проведения детьми исследований.

При решении указанных дидактических задач, целесообразно вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных. В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований использую игровую форму общения посредством чтения стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

Результативность опыта.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов, т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания воспитанников о неживой природе.

Опыт показал, что детское экспериментирование надо начинать с дошкольного возраста. В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос. Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в ее основе. При этом противоречие должно быть представлено на языке, понятном человеку этого возраста, и заключено в игровую оболочку.

Проблемный вопрос побуждает воспитанника к выдвижению гипотез и проведению ряда игровых наблюдений и опытов со льдом, в ходе которых выявляются условия перехода воды из одного состояния в другое. В этом случае игровая ситуация, вызывающая к жизни проблемный вопрос, становится своеобразным генератором детского экспериментирования. Любимым местом в группе стала лаборатория экспериментирования, в которой может продолжаться детская игра в исследование. Здесь проявляется избирательность интересов ребёнка: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с компасом.

Выводы.

1. Проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, начали различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода, узнали особенности природы родного края.

2. Стали бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Стали постепенно овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. Сформировалось стремление к исследованию объектов природы, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Стали уверенно отличать и называть характерные признаки разных времён года. Могут объяснить причины смены времён года.

6. Узнали значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и её свойства

7. Исследовали землю, песок и их свойства.

8. Научились вести наблюдения за объектами неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: Все живые организмы имеют равное право на жизнь. В природе всё взаимосвязано. В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

9. Научились проводить простейшие опыты, исследования объектов неживой природы.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Результаты диагностики:

Высокий-15%

Средний-75%

Низкий- 10%

Список литературы.

Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой).

Журнал «Дошкольное воспитание» 2000 № 2.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управление ДОУ 2004 № 4.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

Короткова Н. А. Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников.

Ребёнок в детском саду 2002 №3, 4, 5; 2003 №1.

Костюченко М. Экспериментируем!

Дошкольное воспитание 2006 №8.

Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование старший дошкольный возраст.

Левашова И. И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой.

Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами.

Вопросы психологии 1996 №4.

Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.

Дошкольное воспитание 2000 № 2.

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.

Дошкольное воспитание 2005 №1

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.

Дошкольное воспитание 2007 №6

Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа»

Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.

Рыжова Н. А. Что у нас под ногами.

Рыжова Н. А. Почва - живая земля.

Рыжова Н. А. Волшебница - вода.

Рыжова Н. А. Воздух - невидимка.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Картотека наблюдений за живой и неживой природой в сентябре месяце Сентябрь. Карточка №1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; — учить выделять.

Мастер-класс «Экспериментирование как метод познания детьми живой и неживой природы» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

НОД по ознакомлению с живой и неживой природой: «Домик для рыбки». Программные задачи: — дать первоначальное представление о строение рыбы (вытянутое тело, голова, хвост, спинка, брюшко). — познакомите.

Опыты с неживой природой Опыты с неживой природой. ОПЫТЫ. Тема:Какой бывает вода? Цель:познакомить детей с некоторыми свойствами воды,обратить внимания детей на.

Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой-огонь «Спасаем кошкин дом» «СПАСАЕМ КОШКИН ДОМ» СЛАЙД 1 – ДОМ 2. Вед. А сейчас про кошкин дом Разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка Припеваючи жила Но беда пришла.

Конспект НОД по ознакомлению детей с неживой природой «Волшебные капельки» в средней группе Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Программное содержание: Познакомить детей.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование. Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 18:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД