Экспериментирование как способ развития инициативы и познавательной активности дошкольников в летнее время

Анастасия Кузнецова
Экспериментирование как способ развития инициативы и познавательной активности дошкольников в летнее время

Экспериментирование как способ развития инициативы и познавательной активности дошкольников в летнее время.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять инициативность, стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников?

Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с песком, глиной, камнем неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой развития инициативы, интеллекта и творческого познания.

Это учебно-методическое пособие поможет воспитателям ДОУ создать картотеку занимательных опытов с неживой природой для старших дошкольников, включив их в планирование летней оздоровительной работы.

Каждому камешку свой домик.

Описание.

Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рас осматривают.

- Чем похожи эти камни?

Надавливают на камни, стучат. Все камни твердые.

- Чем камни отличаются друг от друга?

Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые.

Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем, все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы, предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносы с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

Дети ходят по дорожке из камешков.

- Что чувствуете?

- Какие камешки?

Можно ли менять форму камня и глины.

Описание.

Дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень.

- Где осталась ямка от пальца?

- Какой камень? (Сухой, твердый.)

- Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.)

Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны.

- Изменил ли форму камень?

- Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.)

Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части.

- Чем отличается глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины.

- Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.)

- Какой еще материал похож на глину?

Песочная страна.

Описание.

Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой).

- Из чего состоит песок?

- Как выглядят песчинки?

- С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.)

Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

- Можно ли из песка лепить?

- Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка?

Пробуем слепить из влажного.

- Как можно играть с сухим песком?

- Можно ли сухим песком рисовать?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки

Волшебное сито.

Описание.

К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась (показывает миску с крупой).

- Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно.

- Как можно это сделать быстрее?

- Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам?

Замечаем, что возле деда Зная лежит сито.

- Для чего необходимо?

- Как этим пользоваться?

- Что из сита сыпется в миску?

Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»

Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков.

- Как отделить песок от камешков?

Дети самостоятельно просеивают песок.

- Что у нас в миске?

- Что осталось.

- Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску?

- Для чего необходимо сито?

- Есть ли у вас сито дома?

- Как его используют мамы, бабушки?

Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

Цветной песок.

Описание.

К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках. Дети пробуют определить наощупь. (В одном мешочке—песок, в другом—кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют предположения. Воспитатель с детьми рассматривают содержимое мешочков.

- Что это?

- Какой песок?

- Что с ним можно делать?

- Какого цвета мел?

- Какой на ощупь?

- Можно ли его сломать?

- Для чего он нужен?

Галчонок спрашивает: «Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?» Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

Показывает детям терку.

- Что это?

- Как ею пользоваться?

Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел.

- Что по получилось?

- Какого цвета у тебя порошок? (Галчонок спрашивает каждого ребенка).

- Как теперь сделать песок цветным?

Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок.

- Как мы можем использовать этот песок? (Делать красивые картинки.)

Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты. Воспитатель объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка

Игры с песком.

Описание.

Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице.

- Почему следы так хорошо видны на песке?

- Чьи это следы?

- Почему вы так думаете?

Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток.

- А какой след останется от ладошки?

Дети оставляют свои следы.

- Чья ладошка больше?

- Чья меньше?

Проверяют прикладывая.

Воспитатель в лапках медвежонка обнаруживает письмо, достает из него план участка.

- Что изображено?

- Какое место обведено красным кружком? (Песочница.)

- Что там может быть еще интересного? Наверное, какой-то сюрприз?

Дети, погрузив руки в песок, отыскивают игрушки.

- Кто это?

У каждого животного есть свой дом. У лисы. (нора, у медведя. (берлога, у собачки. (конура). Давайте построим для каждого животного свой дом из песка. - Из какого песка лучше всего строить?

- Как сделать его влажным?

Дети берут лейки, поливают песок.

- Куда пропадает вода?

- Почему песок стал влажным?

Дети строят домики и играют с животными.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Информационный час. Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Экспериментирование как способ развития инициативы и познавательной активности дошкольников в летнее время
Опубликовано: 20 августа 2020 в 16:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Детский мастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Цветы для мамочки»
Предлагаем выполнить к предстоящему международному женскому дню объёмную аппликацию "Цветы для мамочки". Данный мастер-класс будет интересен педагогам и...
Праздник к Дню 8 марта «Цветы для мамы» для старшего возраста
Дети под музыку входят в зал ПАРНЫЙ ТАНЕЦ Выстраиваются на сцене ВЕДУЩАЯ: Милые женщины! Весна — самое красивое и волшебное время года. Наступления...
Методическое пособие «Машины специального назначения»
Добрый день уважаемые коллеги. Каждый год у нас в детском саду проходят занятия по ППД и разные конкурсы на тему: "Светофор собирает друзей". У меня давно...