Любовь Шилова
Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста «Превращение снежинки в цветную льдинку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Превращение снежинки в цветную льдинку»
Цель: Знакомить детей со свойствами снега, воды, льда.
Задачи: Формировать у детей умение определять свойства снега.
Познакомить детей с тем, что снег и лёд-это вода,
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Учить детей делать элементарные выводы в ходе эксперимента.
Развивать наблюдательность и интерес к экспериментированию.
Воспитывать дружеские качества и чувство коллективизма.
Публикация «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста „Превращение снежинки в цветную льдинку“» размещена в разделах
- Зима
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Рисуем и мастерим снежинки
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Ход эксперимента.
На прогулке на участке дети находят в снегу конверт с письмом. Воспитатель предлагает открыть конверт и прочитать, что написано в письме.
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой)
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, когда это бывает? (ответы детей)
Воспитатель: Какие явления природы мы можем наблюдать зимой? (мороз, снегопад, иней, изморось, метель). Ребята, в конверте загадка, которую вы должна отгадать.
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная.
( Ответ: Снежинки)
Воспитатель: Правильно, ребята, это снежинки. Давайте их рассмотрим.
Вот сколько у меня снежинок!
Воспитатель: Ребята, рассмотрите и расскажите, какой снег? (Дети делают вывод, что снег белый, холодный, пушистый, рассыпчатый. Он падает, кружится, летит. Отметили с ребятами, что снег это много- много маленьких снежинок).
Игра малой подвижности. «Снежинки»
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
Воспитатель: Ребята, давайте наберём снег в стакан и занесем в группу и посмотрим, что произойдет.
После прогулки в группе дети наблюдали за таянием снега, трогали его руками, рассматривали в лупы, брали его в руки и наблюдали, как он тает в тёплой руке. Пока снег не совсем растаял, пытались лепить комочки и маленьких снеговиков.
После наблюдения за таянием снега, дети рассказали об изменениях в свойствах снега (снег становится тяжелым, тёмным, он уже не пушистый и не рассыпчатый как на улице, из него можно что-то слепить)
Делаем вывод: В тепле снег становится мокрым, липким, постепенно тает и превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, вот растаял снег и у нас в стакане вода. Давайте её рассмотрим и узнаем какая она?
Дети рассмотрели воду и отметили, что вода от талого снега получилась грязная, поэтому снег нельзя брать в рот в нем много микробов. Вода получилась очень холодная, ледяная.
Вывод: вода от снега без запаха, без цвета.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет если мы в воду бросим камень.
Дети рассказывают, что предмет хорошо виден, так как вода прозрачная. Потрогав воду, дети заметили, что вода стала теплее, так как нагрелась, потому что стоит возле батареи.
Далее выясняется, как можно окрасить воду (нужно добавить краску).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам взять любую краску и добавить в свой стаканчик с водой.
Как окрасится вода, если краски будет больше? (вода станет темнее, более окрашенной) Можно увидеть предмет (камушек) в окрашенной воде? (Нет)
С большим удовольствием дети разливали получившуюся цветную воду в разные формочки. Обратили внимание на то, что все формочки разной формы, а вода, разлитая в них, принимает форму той формочки, в которую налита.
Воспитатель: Ребята в конверте осталась последняя загадка послушайте.
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня - как стекло.
Затвердевшая водица.
(Льдинка)
Что это? Правильно это льдинка. Как вы думаете, как нам водичку превратить в льдинку (ответы детей. Предлагается формочки с окрашенной водой вынести на улицу).
На второй прогулке после сна дети рассматривали формочки с замерзшей водой. Сделали вывод—на морозе вода замёрзла и превратилась в цветные льдинки. Но на улице достать льдинки из формочек у детей не получилось: лёд примёрз к пластмассе.
А вот стаканчик подержав в руках согревается и немного подтаяв льдинка достается.
Дети отметили, что в теплом помещении и от тёплых рук льдинки быстро тают и превращаются опять в воду. Чтобы спасти цветные льдинки решено было вынести их на улицу на мороз и украсить
ими снежные постройки и просто играли с ними.
После прогулки вспомнили с ребятами все этапы превращения белой снежинки в цветной лёд. Поделились впечатлениями от экспериментальной деятельности и сделали зарисовки в тетрадях наблюдения.
В ходе эксперимента дети научились сопоставлять факты и делать выводы: «Снег может превратиться в воду, а вода в лед».