Папки-передвижки

Экспериментирование с снегом и льдом с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 2

Дарья Кудрявцева
Экспериментирование с снегом и льдом с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование со снегом и льдом

14. Снежинка.

Цели: знакомство со свойствами снега, с явлением превращения, развитие умения наблюдать красоту природы.

Оборудование и материалы: емкость со свежим рыхлым снегом, увеличительные стекла на каждого ребенка, листочки темного картона формата А5, ложечка, изображение снежинки, заготовки для изготовления снежинок из красивой бумаги по 3 на каждого ребенка, клей.

Публикация «Экспериментирование с снегом и льдом с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах

Маша приходит к детям за помощью. Мишка попросил ее сделать снежинки, чтобы украсить елку к Новому году, а Маша не знает, как выглядят снежинки. Воспитатель достает с улицы емкость со снегом, насыпает каждому ребенку немного снега на темный картон и предлагает рассмотреть снежинки через увеличительное стекло.

Маше очень нравятся снежинки, и она предлагает украсить елку настоящим снегом. Воспитатель спрашивает детей, можно ли это сделать. Дети берут немного снега на ладошку и наблюдают, как он превращается в воду. Дети с помощью воспитателя делают вывод, что снег растает на елке в комнате.

Педагог показывает детям изображение снежинки и предлагает сделать для Маши такие снежинки, которые не растают. Дети делают снежинки, склеивая по три заготовки, и дарят их Маше.

15. Куда делся снег.

Цели: Знакомство с состояниями воды, свойствами снега, формирование представления о действии превращения, развитие умения определять и описывать состояние вещества, делать выводы, основываясь на известных свойствах веществ.

Оборудование и материалы: ведерко со снегом, две мисочки с горячей и холодной водой (вода должна быть не слишком горячей, допустимой для рук детей температуры).

Техника безопасности: проверить температуру горячей воды перед началом эксперимента, не брать в рот снег, тщательно вымыть руки после окончания эксперимента.

Маша приносит в группу ведерко со снегом и предлагает поиграть в снежки. Воспитатель спрашивает детей, можно ли играть в снежки в группе, вместе с детьми высказывает предположение, что нельзя, потому что снег в тепле растает и везде будут лужи. Воспитатель демонстрирует детям две мисочки с водой, в одной горячая вода, в другой – холодная, предлагает детям взять два комочка снега и опустить один в холодную воду, а другой – в горячую. Дети наблюдают, как быстро тают снежки в горячей воде, в холодной медленнее. Педагог предлагает детям потрогать горячую воду и определить, какой она стала, вместе с детьми делает вывод, что вода уже не горячая, а теплая, она стала холоднее, потому что в нее положили холодный снег.

Оставшийся снег в ведерке воспитатель оставляет в группе, дети наблюдают за его таянием, педагог спрашивает детей, во что превратился снег, обращает внимание детей на то, что вода грязная, поэтому снег нельзя есть.

16. Сосулька

Цели: развитие умения сравнивать предметы, выявлять свойства для сравнения, находить сходства и различия, формирование представления о твердых и жидких веществах, о действии превращения, явлении таяния, плавучести предметов.

Оборудование и материалы: сосулька (природная или искусственно сделанная, камень, мелкие камешки и кусочки льда, таз с водой.

Техника безопасности: не брать в рот камешки и льдинки.

Маша приходит к детям с большой сосулькой (если нет сосулек, можно заморозить воду в пластиковой бутылочке). Маша спрашивает, что же это такое. Дети вместе с воспитателем объясняют, что это сосулька, которая состоит изо льда. Маша говорит, что сосулька твердая, как будто каменная. Воспитатель предлагает сравнить камень и сосульку, раздает детям небольшие кусочки льда и камешки. Дети обследуют эти предметы и выясняют, что лед прозрачнее, чем камень, лед холодный и не нагревается в руке, как камешек, а тает, образуя воду. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень и сосулька твердые, но сосулька постепенно превращается в воду.

Маша предлагает опустить сосульку и камень в воду, обращает внимание детей на то, что вода жидкая, пальцы погружаются в нее, а сосулька и камень твердые. Дети наблюдают, что камень сразу тонет, а сосулька плавает, воспитатель рассказывает, что сосулька состоит из воды и постепенно превращается в воду.

17. Компот.

Цели: формирование представления о состояниях воды, о действии превращения, развитие умения использовать ранее полученные сведения о предметах и явлениях.

Оборудование и материалы: пластиковая емкость с крышкой с замороженным компотом, пластиковые стаканчики, компот.

Техника безопасности: не лизать лед.

Маша сварила компот для Мишки. По дороге к Мишке решила зайти к ребятам, хочет угостить их компотом, но он не наливается. Маша не понимает, что же случилось. Дети исследуют емкость с компотом и объясняют, что в банке лед. Оказывается, Маша долго гуляла, каталась с горки, компот замерз и превратился в лед. Что же делать Маше? Основываясь на предыдущем эксперименте, дети с помощью воспитателя предлагают Маше подождать, пока компот в тепле растает.

Воспитатель предлагает показать Маше, что случилось с компотом. Дети наливают компот в стаканчики и выносят с собой на прогулку, после возвращения с прогулки вынимают получившиеся ледышки из стаканчиков. Дети наблюдают, как тает Машин компот в банке, делают вывод: вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед в тепле тает и превращается в воду.

18. Нарядим елку для зайчика.

Цели: развитие представление о свойствах и состояниях воды, развитие отзывчивости, желания помочь

Оборудование и материалы: силиконовые формочки, кусочки красивого шнура, жидкие краски в тюбиках, ложечки, прозрачные пластмассовые стаканчики с водой.

Техника безопасности: аккуратно обращаться с краской, не лизать лед.

Маша рассказывает детям, что они с Мишкой уже нарядили елку. Машины друзья, лесные звери, тоже хотят нарядную елку, но у них нет игрушек. Воспитатель предлагает детям сделать игрушки для лесной елки. Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой, выбирают цвет краски, капают краску в воду, размешивают.

Воспитатель показывает, как ложечкой аккуратно налить окрашенную воду в формочку. Дети наливают воду, воспитатель помогает им вставить в формочки кусочки шнура и выставляет формочки на холод. Воспитатель спрашивает, можно ли такими игрушками украсить елку в группе. Если кто-то из детей отвечает утвердительно, можно повесить 2-3 игрушки на елку в группе и понаблюдать за их таянием. Получившимися елочными игрушками дети украшают елку на территории детского сада, с помощью воспитателя делают выводы, что на этой елке игрушки не будут таять, потому что на улице холодно.

19. Проект «Волшебное превращение снега».

Продолжительность проекта – 3 дня.

Цели проекта: обобщение и закрепление представлений детей о свойствах снега, воды и льда, формирование способность делать предположения и выводы, основываясь на известных свойствах веществ.

Оборудование и материалы: небольшой пластмассовый таз, формочки разных цветов, совочек, гуашь разных цветов, пластмассовый поднос, увеличительные стекла, фотоаппарат.

Техника безопасности: не брать в рот снег, талую воду, льдинки.

Маша спрашивает детей, знают ли они, откуда на улице появляется лед. Дети высказывают свои предположения. Мишка сказал Маше, что лед появляется из снега, но она в это не верит, ведь снег белый, пушистый, а лед прозрачный и твердый, наверное, нужна волшебная палочка, чтобы снег превратился в лед. Маша спрашивает об этом у детей. Воспитатель говорит, что Мишка прав, и те ребята, которые сказали, что может, тоже правы, и никакого волшебства здесь не нужно, предлагает показать Маше, как это происходит.

Начинается эксперимент с наблюдения за снегом на улице во время прогулки в первой половине дня. Детям предлагается рассказать Маше, что они знают про снег, описать его, выявляются уже известных детям свойства снега : белый, пушистый, холодный, блестит на солнце, рассыпается, падает, снежинки кружатся, ложатся на землю, образуют сугробы. Дети вместе с Машей рассматривают снежинки на темном фоне, закрепляя представление о том, что снег состоит из маленьких снежинок. Дети набирают снег в пластмассовый тазик.

Эксперимент продолжается в группе. Тазик со снегом заносится в помещение, дети могут самостоятельно повторить эксперимент с рассматриванием снежинок через увеличительные стекла. Затем педагог обращает внимание детей на то, как меняются свойства снега, он становится липким, предлагает слепить маленькие снежки. После сончаса Маша удивляется, куда делся снег, дети рассматривают получившуюся в результате таяния снега воду, отмечают, что вода грязная, поэтому снег нельзя есть. Педагог процеживает талую воду через марлю, предлагает детям обследовать воду и определить ее свойства.

На второй день утром дети снова обследуют воду и отмечают, что вода стала теплой, педагог объясняет, что вода нагрелась в теплом помещении. Детям предлагается налить совочком немного воды в формочки и подкрасить ее в свой любимый цвет, а затем взять с собой на прогулку, Маша тоже готовит формочку с розовой водой, дети показывают ей, как подкрасить воду. Дети высказывают предположения о том, что произойдет с водой в формочках. Формочки выносятся на прогулку, проводится наблюдение за состоянием воды в них, наблюдение продолжается во время вечерней прогулки.

На третий день утром формочки со льдом заносятся в группу, детям предлагается достать льдинки, высказать предположения, почему они не вынимаются, Маша восхищается тем, какой твердой стала вода. Когда лед немного подтает, дети с помощью воспитателя вынимают льдинки и выкладывают на подносе, показывают Маше. Педагог спрашивает детей, из чего они сделали такие красивые цветные фигурки, побуждая их воспроизвести всю цепочку превращений снега и воды, сделать вывод: снег может превратиться в воду, а вода – в лед. Детям предлагается подумать, что будет, если льдинки оставить в группе, и как сохранить их красивыми. Льдинки выносятся на прогулку и используются для украшения участка.

Результаты фотографируются в ходе всего эксперимента, затем в группе размещаются фотографии, отражающие цепочку превращения снега в лед.

Неделя «Маленькие исследователи»

20. Горячо-холодно.

Цели: формирование представления о свойствах различных материалов, развитие навыков безопасного поведения.

Оборудование и материалы: пластмассовый таз, небольшие предметы из различных материалов (дерева, металла, ткани, пластмассы, резины, камни).

Техника безопасности: не брать предметы в рот.

Маша рассказывает детям, как лизнула забор на морозе и у нее примерз язык. Пришлось Мишке нести термос с теплой водой и отогревать машин язык. Маша спрашивает, почему же язык ее примерз к забору. Воспитатель приносит с улицы таз с предметами из разных материалов: дерева, пластмассы, ткани, металла, камни. Дети берут предметы в руки и определяют, что все они холодные. Воспитатель обращает внимание детей, что есть не очень холодные предметы, а есть самые холодные. Железо на морозе становится очень холодным и мокрый язычок быстро к нему примерзает, поэтому лизать железо на морозе опасно.

В солнечную погоду предметы из разных материалов выставляются в группе там, где падает солнце, дети сравнивают, какой предмет стал теплее, нагрелся больше.

21. Легкий – тяжелый

Цели: знакомство с понятиями тяжелый и легкий, принципом работы весов.

Оборудование и материалы: весы с двумя площадками без шкалы, ватные шарики, небольшой белый камешек, мяч, воздушный шарик такого же размера, как мяч, небольшие предметы из различных материалов разного веса.

Техника безопасности: не брать в рот ватные шарики.

Маша предлагает детям поиграть в метель. Она принесла белые комочки ваты. Воспитатель насыпает ватные шарики на стол и предлагает детям дуть на них. Ватные шарика разлетаются. Один комочек не двигается с места. Оказывается, это белый камешек. Дети пытаются его сдуть, но ничего не выходит. Воспитатель предлагает детям сравнить камешек и ватный шарик по весу в руках, затем демонстрирует разницу в весе с помощью весов.

Воспитатель сравнивает вес воздушного шарика и такого же по размеру резинового мяча, обращает внимание детей, что предметы, одинаково большие или маленькие, могут иметь разный вес, маленький камень весит больше, чем большой воздушный шарик.

Дети по очереди сравнивают с помощью весов различные предметы.

22. Ленты для Маши

Цели: знакомство во свойствами бумаги и ткани, формирование умения выявлять свойства предметов, сравнивать предметы по отдельным свойствам.

Оборудование и материалы: куклы с косичками по числу детей, сундучок, ленты из цветной бумаги и ткани, салфетки из ткани, листочки цветной бумаги формата А5.

Техника безопасности: не брать бумагу в рот.

Маша с подружками собрались на День рождения. Девочки хотят повязать красивые бантики и просят детей помочь. Маша достает сундучок с цветными лентами. В сундучке есть ленты из ткани и цветной бумаги. Воспитатель достает каждому ребенку бумажную ленту. Дети с помощью воспитателя завязывают ленты, они рвутся. Воспитатель объясняет, что это ленты из бумаги, они непрочные.

Каждый ребенок берет листочек цветной бумаги и ткани, пробует смять, порвать, сравнивает результаты. Затем воспитатель предлагает выбрать из сундучка ленты, которые не порвутся. Дети выбирают тканевые ленты и с помощью воспитателя завязывают банты куклам. Дети вместе с воспитателем делают выводы о различии свойств бумаги и ткани: бумага легко мнется, рвется, она не прочная; ткань меньше мнется и более прочная.

23. Буратино.

Цели: знакомство со свойствами дерева, формирование навыков обследования предметов

Оборудование и материалы: деревянная кукла-Буратино или другая деревянная игрушка, различные предметы из дерева, емкость с водой, два одинаковых бруска из неокрашенного дерева, деревянные музыкальные инструменты.

Техника безопасности: аккуратно обращаться с водой.

Маша прибегает к детям за помощью: ее друг Буратино упал в воду и может утонуть. Воспитатель говорит, что с Буратино не случится ничего страшного. Воспитатель уходит и возвращается с деревянной куклой – Буратино. Дети рассматривают куклу, воспитатель объясняет, что Буратино не мог утонуть, потому что он из дерева. Дети рассматривают спилы дерева с корой и изделия из дерева, определяют свойства дерева на ощупь: теплое, гладкое, кора шершавая, издает глухой звук при постукивании, от него нельзя отломить кусочек, дерево прочное и твердое.

Воспитатель опускает в воду один деревянный брусок, предлагает детям утопить его, дети делают вывод, что дерево не тонет. Брусок остается в воде, в это время педагог предлагает детям сыграть на деревянных ложках, палочках, трещотках. Затем вынимает брусок из воды, вытирает салфеткой и предлагает сравнить его на ощупь с таким же сухим бруском. Дети определяют, что бруски отличаются, воспитатель вместе с детьми делает вывод, что дерево впитывает воду.

24. Необыкновенные палочки.

Цели: формирование представления о свойствах материалов, знакомство с понятием «твердый», развитие умения обследовать предметы, выявлять их свойства.

Оборудование и материалы: коробочка, палочки пластилина, деревянные, пластиковые, мелки, листочки белой бумаги.

Техника безопасности: не брать палочки в рот, вымыть руки после проведения эксперимента

Маша хотела принести детям мелки и порисовать вместе, но в ее комнате беспорядок и мелки в коробке перепутались с разными другими палочками. Маша не знает, как различит мелки и другие палочки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть палочки, попробовать постучать ими, смять, сломать. Пластилин в руках детей мнется, он мягкий, остальные палочки твердые. Мелки ломаются. Воспитатель предлагает снова соединить две половинки палочки. Дети пробуют, половинки не соединяются. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что сломанный твердый предмет нельзя снова сделать целым.

Воспитатель делит пластилин на две части и предлагает соединить их вместе. Пластилин мягкий и липкий, поэтому части соединяются. Педагог спрашивает, как все же найти мелки? Если дети не догадываются, подсказывает – раздает листы бумаги и предлагает порисовать всеми палочками по очереди. Дети рисуют и находят мелки для Маши.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Фотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возрастаФотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возраста Интересные эксперименты можно проводить в любое время года не только в помещении, но и на улице. Зима - та пора, чтобы изучать снег и его.

Игра-экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста «Разноцветный снег»Игра-экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста «Разноцветный снег» Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста.

Картотека экспериментов со снегом и льдом для старшего дошкольного возраста 1. Таяние снега Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т. д. Принесённый в группу снежный ком помещаем.

Конспект НОД «Экспериментирование со снегом и льдом»Конспект НОД «Экспериментирование со снегом и льдом» Тема: "Снег Лед. " Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи:.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Экспериментирование со льдом на прогулке (фотоотчет)Экспериментирование со льдом на прогулке (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Какое удивительное время - зима! В старшей группе сегодня на прогулке все дети занимались экспериментированием! И самый.

Экспериментирование со снегом и льдом на прогулке в младшей группеЭкспериментирование со снегом и льдом на прогулке в младшей группе Уважаемые коллеги! В нашем регионе наконец выпал снег, мы предполагаем, что снег выпал ненадолго, поэтому в работе с детьми торопимся проводить.

Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возрастаЭкспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование с снегом и льдом с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 2
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 23:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование с снегом и льдом с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Кудрявцева (УИ 631730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД