Ирина Бородина
Экспериментирование в детском саду
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
И. А. Бородина,
воспитатель
ГКДОУ «Детский сад
№ 152 г. о. Макеевка» ДНР
Самое лучшее – все проверять экспериментальным путем : тогда действительно можно приобрести знания, в то время как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком
Марк Твен
из книги «Дневник Евы»
Экспериментирование – является одним из видов познавательной деятельности детей.
В дошкольном возрасте это – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Публикация «Экспериментирование в детском саду» размещена в разделах
Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
• создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
• формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
• способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.
• приумножать знания детей об окружающей среде.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Дети очень любознательны в дошкольном возрасте. В детском саду ребенок моделирует в своем сознании картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому изучение окружающего мира происходит не только руками (осязанием, но и глазами (зрением, ушами (слухом, языком (вкусом, носом (обонянием, и даже кожей (ощущением боли, температуры). Задумайтесь, что произойдет, если взрослые, будут часто говорить малышу «нельзя» или «не трогай» : «Не бери песок, он грязный! Не бери снег, он слишком холодный! Не лезь в лужу, будешь мокрый!» и так далее. А произойдет следующее: малыш не узнает, как прекрасен мир, он будет всего бояться, в последующем ему станет не интересно происходящее рядом.
Задача взрослых (родителей и воспитателей) – не пресекать, а способствовать активному развитию малыша в исследовательской и экспериментальной деятельности, вовремя поддержать интерес.
В соответствии с требованиями ФОП ДО педагогам рекомендуется ежедневно организовывать такие ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников.
В развитии ребенка огромную роль играет влияние окружающего мира. Чтобы расширить кругозор ребенка, можно проводить занимательные и интересные опыты с водой (фото 2, воздухом (фото 3,4, молоком, конфетами (фото 5, растениями, песком и т. д.
Например, «Покрасим воду» - познакомить с процессом растворения краски в воде (фото 7,8); «Вода такая разная» - познакомить детей с некоторыми свойствами воды (фото 9); «Знакомство с лягушкой в естественной среде обитания» - изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа (фото 10,11).
Для нас, взрослых, это просто опыты или эксперименты, а для детей – невиданные фокусы, так как это что-то необычное, завораживающее, захватывающее внимание детей, тем более, если они их будут делать сами. В процессе такой работы дети получают знания непринужденно, качественнее, усваивают большее количество информации. Подготовка к школьному обучению осуществляется успешнее и к моменту окончания детского сада у воспитанников будут сформированы познавательные интересы.
Достоинство экспериментирования заключается в том, что дети получают реальное представление об объектах и взаимоотношении с ними.
Опытно-экспериментальная деятельность объединяет все виды деятельности и стороны воспитания. В процессе такой работы идет активизация мыслительных процессов ребенка, обогащение памяти и словарного запаса, развитие речевой структуры; развивается наблюдательность, пытливость ума, малыш находит нестандартные решения в трудных ситуациях, создает творческую личность.
В практике ДОУ экспериментирование используется ещё недостаточно широко, хотя оно является важнейшим методом развития, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
Опираясь на свой опыт, делаю вывод, что исследовательская деятельность учит самостоятельному поиску, способствует развитию познавательной потребности, открытию и усвоению чего-то нового.
В заключение хочу процитировать слова М. А. Фадеева: «Эксперимент всегда приветствуется. Чем более он органичен, оригинален, тем больше вероятность, что он станет трендом, победителем сердец».
Так давайте экспериментировать!
Список литературы
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
3. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.