МААМ-картинки

Экспериментирование в младшей группе

Ольга Хасанова
Экспериментирование в младшей группе

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни экспериментирование является практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Публикация «Экспериментирование в младшей группе» размещена в разделах

Основные характеристики детского экспериментирования :

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:

• новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования,

• на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в младших группах.

1 младшая группа.

• Развитие наглядно- действенного мышления.

• Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями.

• Пристально рассматривают объекты.

• Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.

• Выполняют простейшие поручения.

Произносят фразу: «Я хочу сделать ….».

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Эксперименты с объектами неживой природы

• Песок

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Игра

«Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Опыт

«Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Часть занятия

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Игра

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке

• Воздух

«Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден.

Игра

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Опыт

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Опыт

«Буря в стакане»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Игра

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Игра

«Лодочка плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Часть занятия

«Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Наблюдение на прогулке

• Камни

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт

«Легкий – тяжелый»

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Часть занятия

«Теплый – холодный»

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт

«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Часть занятия

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт

«Твердый – мягкий»

Дать представление о том, что камни твердые.

Опыт

• Бумага

«Бумажные листочки»

Дать представление о том, что бумага легкая.

Опыт

«Тонкая – толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Опыт

«Порвем бумагу»

Дать представление о том, что бумага может рваться.

Опыт

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Опыт

Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться. Роль педагогов в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:

•активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

•быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

•с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

•подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

•радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Литература:

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой, М. :АРКТИ, 2003г.

2. Тушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», С-Петербург «Детство - Пресс», 2007 г.

3. Материалы по экспериментированию воспитателя МДОУ№2

Умахановой С. И.

Публикации по теме:

Игра-экспериментирование во второй младшей группе «Чудесная мука» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: Познакомить детей с понятиями «сыпучая», «мягкая»,.

«Воздух-невидимка». Экспериментирование в младшей группе Воздух – невидимка. Цель : Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. Формирование представления о свойствах воздуха.

Экспериментирование. Опыты с водой в младшей группе Опыты с водой Опыт №1 Цель опыта Содержание опыта 1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха. 2. Закрепление.

Экспериментирование в старшей группе (фотоотчёт)Экспериментирование в старшей группе (фотоотчёт) Мы открываем мир! Педагоги Янченко П. П., Маркина М. В. Дети любят все необычное. Но необычное можно найти и в самых обычных предметах. Нужно.

Экспериментирование во второй младшей группе «Волшебная вода» Экспериментирование в 2 младшей группе «Волшебная вода» Цели: 1. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. 2. Формирование.

Экспериментирование в второй младшей группе «Волшебная вода» Экспериментирование в 2 младшей группе «Волшебная вода» Цели: 1. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. 2. Формирование.

Экспериментирование в подготовительной группе (фотоотчёт)Экспериментирование в подготовительной группе (фотоотчёт) Здравствуйте. Мне хотелось бы поделиться с вами нашим экспериментом. По скольку я выбрала самообразование в этом году на эту тему, мы с.

Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе ДОУ Цель: развитие исследовательской активности старших дошкольников. Задачи: развивать элементарную поисковую деятельность старших дошкольников;.

Экспериментирование во второй младшей группе «Свойства воды»Экспериментирование во второй младшей группе «Свойства воды» Экспериментирование во второй младшей группе «Свойства воды» Микадзе Екатерина Задачи: -развивать наблюдательность, умения сравнивать,.

Экспериментирование во второй младшей группе «Тонет-не тонет» Задачи: - формировать элементарную исследовательскую деятельность и экспериментирование; - развивать интерес к окружающему миру; - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в младшей группе
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 11:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД