Папки-передвижки

Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей

Леся Глушенко
Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей

Экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес и является средством, помогающим самостоятельно освоить исследовательскую деятельность. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Самостоятельно организованная деятельность характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений, но каким образом развить эту деятельность у дошкольников?

Публикация «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах

Для этого, по моему мнению, взрослым необходимо соблюдать ряд условий:

1. Организация центра экспериментально-поисковой деятельности, это может быть просто полочка или коробка со специальным материалом (Приложение №1, соответствующего требованиям:

• безопасности для жизни и здоровья детей;

• достаточности: материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр должно быть необходимое количество, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть и закреплять, полученные знания;

• доступности расположения материалов и оборудования.

2.Формулирование проблемных ситуаций должно идти от имени сказочных героев: Незнайки, медвежонка Умки и зайки Всезнайки, деда Зная и внучки Почемучки, которые многое хотят узнать и всем интересуются.

3. В центре для самостоятельного экспериментирования должны находиться различные карточки - алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо, подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет, чтобы дети смогли понять, осознать и провести предлагаемый эксперимент.

4. Многие дети отказываются от проведения собственного исследования, утверждая: «У меня не получится!», «А вдруг у меня вода разольётся?». Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру необходимо поддерживать их стремление исследовать все. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

5. Работа в центре требует соблюдение техники безопасности. Они очень просты и легко запоминаются:

- бери только нужные для работы материалы;

- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;

- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

- центр любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

ПОМНИТЕ:

- никогда не заставляйте ребёнка ставить запланированный опыт, если вы видите, что у ребёнка нет к этому желания; а если он работает с увлечением, не прерывайте его только потому, что у вас закончилось время;

• разрешайте ребёнку варьировать условия опыта по своему усмотрению;

• пусть дети свободно общаются во время проведения опытов, ведь у них как раз в дошкольном возрасте формируется внутренняя речь;

- не следует слишком увлекаться графическим фиксированием результатов опытов: это дополнительная нагрузка для ребёнка и, кроме того, не все дети способны осознать смысл этой процедуры, а насилие при проведении опытов ничего кроме вреда не принесёт;

- не беда, если дети будут ошибаться, делать неверные выводы и предположения; это даже хорошо – пусть они самостоятельно убедятся в том, что были неправы;

- уделяйте особое внимание соблюдению правил безопасности, особенно если дети проводят опыт на собственном теле или теле другого ребёнка;

- всегда стройте свои отношения на основе партнёрства – это должно быть одним из основных условий работы;

- никогда не давайте никаких оценок успеху или неуспеху ребёнка; единственным показателем успешности должны быть интерес, радость и оживление на лице каждого малыша;

- многократно в течение года возвращайтесь к одному и тому же пройденному понятию, каждый раз рассматривая его под другим углом зрения;

- широко практикуйте решение логических и экологических задач, проводите праздники и конкурсы, создавайте проблемные ситуации, работайте с моделями;

- давайте детям знания малыми дозами;

- весь процесс должен вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, без налёта обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Литература:

1. Артемьева Н. П. «Экспериментирование как средство развития самостоятельной

деятельности детей», 2013 год

2. Открытые интернет-источники

Воспитатель первой квалификационной категории Глушенко Л. А.

Приложение №1

Материал и оборудование

центра экспериментально-поисковой деятельности:

- семена разных растений (бобов, фасоли, гороха);

- шишки;

- камешки;

- различные кусочки ткани;

- бумага разного формата и качества;

- разнообразные пуговицы;

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

- лупы;

- сосуды для воды;

- "ящик ощущений" (чудесный мешочек);

- зеркальце для игр с "солнечным зайчиком";

- контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- сито;

- воронки;

- половинки мыльниц;

- формы для льда;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки).

Пусть дети экспериментируют всегда, везде и с любыми материалами!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Волшебные листочки». Фотоотчёт свободной самостоятельной деятельности детей«Волшебные листочки». Фотоотчёт свободной самостоятельной деятельности детей Наступила осень,самое время собирать плоды,семена и листья для природного уголка и уголка самостоятельной деятельности детей. Дети приносили.

Игра и другие виды самостоятельной деятельности детей раннего возраста Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается.

Игры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаИгры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Игра для младшего дошкольного возраста"Барабан и погремушка" Цель: Развивать тембровое восприятие (звучание барабана и погремушки) Оснащение:.

Консультация «Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей» Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования.

Консультация «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей подготовительной группы» Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей подготовительной группы. -Оформить выставку рисунков «Школа, украшенная.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей Самостоятельная деятельность в дошкольной педагогике определяется как связанные элементы действий, с имеющихся у детей знаний и опыта, умений,.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке. Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке. Помимо организованных форм работы.

Планирование и организация самостоятельной деятельности детей Планирование и организация самостоятельной деятельности детей Сл. № 1. C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской.

Подготовка детей к самостоятельной деятельности Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных и специальных умений. Организационные.

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Одной из задач образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 08:02
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД