Папки-передвижки

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития

Ольга Подузова
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы по теме:

«Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития»

Слайд1

Следуя работе с детьми в соответствии с данной программой дошкольного образования : «От рождения до школы», развивая познавательно- исследовательскую деятельность и расширяя опыт ориентировки в окружающем, формируя первичные представлений об объектах окружающего мира, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. И я решила не упустить эту возможность и начать с детьми поисково - познавательную деятельность.

Публикация «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, всё усваивается прочно и надолго.

Прежде, чем начать работу по экспериментальной деятельности с детьми, мною были изучены программы, методические разработки, рекомендации следующих авторов:

• Т. М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»

• Л. В. Рыжова. «Методика детского экспериментирования»

• В. Н. Чернякова. «Экологическая работа в ДОУ»

• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

• Т. А. Шорыгина. «Беседы о природных явлениях и объектах», «Беседы о воде в природе»

Почему мною выбран именно этот программно- методический комплекс?

В этих книгах наиболее доступно представлены конспекты образовательной деятельности, беседы, наглядный материал, рекомендации по организации детской экспериментальной деятельности.

Изучив методическую литературу по детской поисково- познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Подборку практического материала распределила по разделам «Живая природа» и «Неживая природа», по темам – с указанием названия опыта, развивающих задач, необходимых материалов и оборудования. Разработала модифицированную программу: «Что, где и как?

Цель: «Развитие познавательного интереса и активности ребёнка»

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задачи:

Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук

Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях

Воспитывать бережное отношение детей к родной природе

Слайд2.

С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми и родителями оборудовали центр-лаборатория «Лаборатория Знайки» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. В «Лаборатории Знайки» находятся мини- коллекции природных материалов, приборы- помощники, прозрачные сосуды, бросовые материалы, технические материалы и т. д., так же подборка серии книг по детскому экспериментированию для детей. (дети с удовольствием их рассматривают и пытаются повторить опыты. Я подобрала серию экспериментов с объектами неживой природы, которые я использую в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Для повышения уровня знаний детей разработала перспективный план своей деятельности и деятельности детей

Чтобы у детей не пропал интерес использовала на занятиях различные методы и формы обучения:

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

• Ведущими методами изучения является наблюдение и эксперимент

Словесные методы: беседа, пояснение, художественное слово о природных явлениях (специфика применения этих методов заключается в том, что воспитатель создает яркие картины реальных событий, а дети устанавливают общие закономерности)

• Опыт, фиксация результатов наблюдений

• Метод экспериментирования (с различными художественными материалами, нетрадиционными формами рисования, лепки)

Организационные приемы : подбор и расстановка соответствующего оборудования, инвентаря для проведения опытов, напоминание детям правил техники безопасности при проведении опытов, работе с материалами

Игровые приемы с привлечением различных сказочных персонажей: Дед Знай, Капелька, Зайка- любознайка, Почемучка Собственная продуктивная деятельность детей : практическая деятельность, индивидуально-коллективный труд

• Мотивационный (убеждение, поощрение)

• Игровая деятельность : дидактические игры, подвижные игры

• Эвристический (развитие находчивости и активности)

В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, участвовали в исследовании различных природных материалов.

Слайд3,4,5,6,8

Детям интересно было узнать, как получаются мыльные пузыри, как звучат предметы, определить свойства воздуха, плавучести предметов, какие бывают камни?

Экспериментируем с различными материалами

Слайд9

Изучаем, как происходит извержение вулкана

Слйд10

С помощью чего, мы видим и слышим?

Слайд11

Д/И «Узнай по запаху»

Слайд 12

С помощью чего мы видим и слышим?

Слайд 13

Д/И «Что как звенит?»

Слайд 14,15

Во время совместного исследования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы.

Все занятия с детьми провожу с использованием опытов и экспериментов.

Например: изучая, свойства песка, рассматривая песок через лупу, дети сами сделали вывод, что песчинки разной формы и сыпучие, но если мы смочим песок водой, то песчинки склеиваются между собой и из них можно лепить. В конце каждого занятия подвожу итог. Задаю детям вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Чему научились?», «Что вам было интересно?», «Что еще вы, хотели бы узнать?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен материал детьми. Что и о чём ещё нужно им рассказать.

Эксперименты проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Дети с интересом наблюдают за свойствами снега на прогулках, определяют его качества.

Исследуем свойства воды

Слайд 16

Наблюдаем за таянием льда

Слайд 17

Экспериментируем с красками

Слайд18,19

Чтобы поддержать интерес детей к эрспериментированию, разработала исследовательско- творческий проект «Для чего нужна вода?»

Для привлечения родителей к экспериментальной деятельности в нашей группе организовала мастер- класс «Маленькие исследователи» по экспериментированию совместно с детьми.

Слайды: 20,21,22

Целью мастер- класса: знакомство родителей с экспериментированием в неживой природе

Задачи:

Образовательные: Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.

.Уважаемые коллеги, я с уверенностью могу сказать, что детское экспериментиро вание – как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Знакомство ребёнка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным – исследователем, первооткрывателем.

Слайд 23

Публикации по теме:

«Экспериментируем играя». Мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности«Экспериментируем играя». Мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности «Экспериментируем играя» - мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности. Файл № 1. Дети по природе своей исследователи.

Аналитический отчет Аналитический отчет о работе воспитателя второй группы раннего возраста №7 за 2015–2016 учебный год. Воспитатели : первая квалификационная.

Фотоотчет. Огород на окне. (Наблюдаем и экспериментируем)Фотоотчет. Огород на окне. (Наблюдаем и экспериментируем) Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников.

Консультация для педагогов «Экспериментируем, познаём, творим!» Консультация для воспитателей «Экспериментируем, познаем, творим!» Провела воспитатель: Демина Наталья Вячеславовна 2015 год.

Консультация для родителей «Юные исследователи, или Экспериментируем с детьми дома» «Юные исследователи или экспериментируем с детьми дома». Уважаемые родители! Экспериментируйте с детьми! Нет более пытливого исследователя,.

Отчет по адаптации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» с приоритетным осуществлением.

Отчет по кружку Деятельность кружка «Яркие краски» организована как бесплатная дополнительная образовательная услуга, реализующая приоритетное направление.

Отчет по ЗОЖОтчет по ЗОЖ Отчет по годовому плану «Программа по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.» В соответствии с годовым.

Проект «Творим и экспериментируем с солью»  (фотоотчет)Проект «Творим и экспериментируем с солью»  (фотоотчет) Хочу рассказать вам о моем проекте, который я выбрала для своих детей. Почему я его выбрала - да просто захотелось немного разнообразить.

Экспериментируем дома Воздух-невидимка. Прежде чем начать игру,побеседуйте со своим ребенком о том,чем он дышит видит ли он воздух или нет. После окончания беседы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития
Опубликовано: 30 августа 2016 в 21:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Подузова (УИ 138001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД