Папки-передвижки

Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»

Татьяна Пьянкова
Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»

Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск и создание новых моделей, программ и технологий. Однако очень важно, чтобы в погоне за инновациями в деятельности педагога не был потерян основой ориентир, определяющий направленность всех его профессиональных усилий, – личность ребенка.

Публикация «Консультация „Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Они могут быть повышено агрессивны, или, наоборот, замкнуты и подавлены. В общении со сверстниками часто боятся быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо зачастую вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми проявляют избирательность. Поиски методов и средств, способствующих успешной социализации ребенка в обществе, привели здоровьесберегающему методу педагогической арт-терапии. В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку, танец, театр арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

• помочь каждому ребенку разобраться с основными проблемами общения;

• научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников;

• воспитывать эмпатию и толерантность;

• обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния;

• способствовать самовыражению через рисунок, движение, слово и др. ;

• научить способам снижения мышечного и эмоционального напряжения;

• учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

• формировать способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Направления работы:

-развивающая предметно-пространственная среда (уголок релаксации, терапевтические игрушки, дидактические игры и пособия и др.);

-атмосфера психологического комфорта в группе (ритуал приветствия и прощания, традиции группы и др.);

-проживание эмоций в творческой деятельности (элементы арт-терапии : сказкотерапия, музыкотерпия, изотерапия, игротерапия, пескотерапия и др.);

-навыки саморегуляции эмоционального состояния (игра, психогимнастика, релаксация, моделирование ситуаций, прослушивание музыкальных произведений и др.);

-невербальные средства общения (этюды, упражнения, тренинги, театр, музыкальные игры и др.);

-сотрудничество с родителями (занимательное дело, тренинги (родитель+ воспитатель+ ребенок, День Добрых Дел, выставки совместного творчества и др., со специалистам детского сада (обсуждение результатов педагогической диагностики, совместное планирование деятельности и т. п.)

Для эффективной работы необходимо опираться на принципы:

- принцип единства коррекции и развития;

-принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;

- принцип комплексности психолого-педагогического воздействия;

- принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода;

-принцип оптимистического подхода;

-принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком (семья, детский сад).

Элементы арт-терапии применяются в режимных моментах, непрерывной непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Исходя из трехлетнего опыта и наблюдений, можно сделать вывод о том, что применение элементов арт-терапии в педагогической деятельности является эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольника. И как результат работы — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.

Литература:

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. С. 160, илл.

2. Лебедева. Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. С. 256.

3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2000. С. 444

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» Игра – это огромное светлое окно, через.

«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (нитки)«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (нитки) Мне очень нравится работать с шерстяными нитками - они мягкие, яркие, большой выбор цветов и оттенков. Для выкладывания картинок нитки мелко.

«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (песок)«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (песок) Работу с нитками и крупами я провожу не первый год. А в этом году решила попробовать рисовать картинки песком. Поскольку все картинки можно.

«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 1 (крупы)«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 1 (крупы) В период адаптации малыш находится в состоянии стресса. Чем тяжелее проходит адаптация, тем более сильное напряжение испытывает его организм.

Игровые технологии как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников 1 слайд Игровые технологии в ДОУ как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников. «Игра порождает радость, свободу,.

Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников»Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников» Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Проблема.

ОД по интеграции игровой деятельности и социально-коммуникативного развития «Знакомим Филю с правилами дорожного движения» Конспект открытого ОД по интеграции игровой деятельности и социально-коммуникативного развития «Знакомим Филю с правилами дорожного движения».

Организация уголка безопасности как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников .

Экскурсионная деятельность в ДОУ, или Практика социально-коммуникативного развития дошкольниковЭкскурсионная деятельность в ДОУ, или Практика социально-коммуникативного развития дошкольников Во многих семьях не принято посещать музеи, театры, в семьях не обсуждают произведения искусства, самым доступным для детей искусством стали.

Здоровье на ладошке (элементы Су-Джок терапии в работе с дошкольниками) «Что простуда есть на свете, Знают взрослые и дети. Если заболел, дружок, Применяй методику Су-джок!» В современных условиях наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 2 сентября 2015 в 23:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД