МААМ-картинки

Элементы психотерапии в работе логопеда

Юлия Макарова
Элементы психотерапии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.

«Я не могу, у меня ничего не получается»,– обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.

Публикация «Элементы психотерапии в работе логопеда» размещена в разделах

Каким должен быть кабинет логопеда

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель – должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

Несколько слов о поощрении

Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.

• Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.

• Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.

• Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Глаза в глаза,.

Занимаясь с ребенком,

а сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых вы оба ждете;

– занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он – на стуле, вы на стульчике; он – на полу и вы – на полу);

– следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);

– принимайте ребенка таким, какой он есть;

– будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что он делает);

– оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;

– никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Станем на якорь!

Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать?

Вы ставите детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено ни одной из известных мне методик, я ставлю. Одну-единственную оценку – 5, но разных размеров.

Когда ребенок еще не добился никаких результатов, я хвалю его и ставлю пятерку, маленькую. Появляются первые успехи – пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение. А мне только этого и нужно для закрепления результата.

Итак, маленькая или большая пятерка – это якорь.

Еще один якорь, т. е. действенная фиксация положительного результата,– это нежные прикосновения (объятия, похлопывания) к ребенку (с правой стороны) теплыми руками и вербальная оценка его достижений.

Что еще?

Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние;

угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д., помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка – успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

А также.

Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.

Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить?

Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает, надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.

Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.

И напоследок: способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения трансактного анализа) выбираю по ситуации.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дидактические игры помощники в работе логопедаДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда»Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда» «Геоконт» - еще называют «дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Был придуман в середине xx века, а в России активно используется.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Элементы психотерапии в работе логопеда
Опубликовано: 28 января 2023 в 09:48
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементы психотерапии в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Макарова (УИ 859399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД