МААМ-картинки

Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Виктория
Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов.

Изучение и развитие эмоциональной лексики у дошкольников имеет огромное значение, так как дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства, происходит развитие представлений ребенка о себе. Именно в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Эмоциональная лексика является вербальным обозначением эмоций, способствует осознанию человеком своих собственных эмоциональных переживаний. Формирование эмоциональной лексики, является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольника.

Публикация «Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Основными задачами современных программ дошкольных образовательных учреждений является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности.

В коррекционной педагогике проблема исследования состояния и обогащения эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития также одна из значимых. Дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют лишь, так называемые, обиходные слова и выражения, относящиеся к общеупотребительной лексике. Эмоционально-оценочная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно.

Показательно, что, нарушение речи, как и любой другой дефект, в первую очередь сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.

Дети, имеющие речевой дефект редко являются инициаторами начала общения, как правило, мало разговаривают со сверстниками и с взрослыми, редко или вообще не сопровождают игровые ситуации яркими речевыми комментариями и высказываниям. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатий и антипатий. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание настроения другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Оттого, насколько ясно ребенок может выразить свое отношение к тем или иным предметам и явлениям окружающего мира во многом зависит его будущий успех во взрослой жизни. Более того, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь только общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, делает человека отзывчивым к чувствам других. Феномен «засушенное сердце», о котором писал Л. С. Выготский, не потерял актуальности в наше время. «Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Всё это свидетельствует о некоторых проблемах социализации детей с ТНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор и т. п. Без своевременного компетентного воздействия со стороны взрослого у таких детей могут закрепиться формы поведения, характерные для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта.

Основные задачи формирования у детей эмоционально-оценочного словаря, следующие:

1. Способствовать становлению адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

2. Развивать навыки вербального общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, с педагогами, с родителями и с другими людьми).

3. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.

4. Учить детей правилам речевого этикета и культуре взаимоотношений.

5. Способствовать формированию социальной адаптации детей через преодоление застенчивости, робости, страха, приобретение уверенности в себе, в своих силах.

Реализация поставленных задач будет способствовать обогащению эмоционального словаря, развитию коммуникативных способностей детей, повышению их адаптивных возможностей, формированию социального интеллекта, что составляет одну из актуальных проблем коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

П. Н. Лосев предлагает начинать коррекционную работу по развитию эмоциональной лексики у детей с ТНР по принципу доступности – от простого к сложному, подбирая «вербальный лексический материал с использованием различных видов зрительных опор – картинок, фотографий, пиктограмм. Она осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены».

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений можно разыгрывать с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогут детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.

Использование элементов сюжета русских народных сказок позволяет заинтересовать и вовлечь детей в активную познавательно-игровую деятельность, и сделать их создателями новых сказок, что способствует развитию воображения, творчества.

Для развития умения распознавать человеческие эмоции используются элементы фольклора: загадки, фразеологизмы, пословицы, поговорки, они помогают детям лучше осознавать эмоции, различать их, а так же обогатить свою речь, сделать ее более выразительной, яркой и самобытной. Широко используется для формирования и развития эмоциональной лексики концертная и театральная деятельность. Развитию эмоциональной лексики способствуют такие ситуации, в которых ребенок может проявить свои чувства, эмоции, причем наибольший эффект имеют публичные выступления, когда ребенок выступает перед посторонними слушателями. Привлечение детей к публичным выступлениям с раннего возраста позволит воспитать и развить ораторские качества у ребенка, способность к выразительной публичной речи. В процессе театрализованной деятельности происходит психическая и речевая коррекция личности ребенка, театральное искусство в этом случае используется как инструмент коррекции. В театральных постановках осуществляется творческая деятельность, направленная на поддержание положительного эмоционального настроя, которая способствует совершенствованию владения речью, средствами ее выразительности, что является необходимым условием комплексного и разностороннего развития детей. Таким образом, все виды деятельности направленные на формирование и коррекцию эмоциональной лексики преследуют единую цель - развитие коммуникативных способностей ребенка с речевыми дефектами, преодоление страхов, комплексов, связанных с трудностями в понимании своих чувств и эмоций окружающих.

Список литературы:

1. Дель, С. В., Нечаева, Д. В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С. В. Дель, Д. В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12.

2. Зигангирова, Ж. В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж. В. Зигангирова, О. Н. Тверская // Логопед. – 2011. – №1. – С. 35-48.

3. Исхакова, Л. М. Развитие эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс] / Л. М. Исхакова // lib.znate.ru : электр. б-ка. – Режим доступа: https://lib.znate.ru/docs/index-135078.html. – Загл. с экрана. – 16.04.2014.

4. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И. Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.

5. Кузнецова, Л. И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности [Текст] / Л. И. Кузнецова // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 18-24.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 27 июля 2021 в 13:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Виктория (УИ 186499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД