Антонина Биктимирова
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников в процессе развития у дошкольников
эмоционального интеллекта».
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка.
Публикация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема развития эмоционального интеллекта значима не только на социальном уровне, но и на государственном. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач в п. 1.6 ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. Эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, а также в тесном контакте с семьей.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании»и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка является одной из основных задач, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением. Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, обозначенным на самом высоком государственном уровне
Достичь качественного образования детей дошкольного возраста, полностью удовлетворив запросы родителей, интересы детей и соответствие образовательным стандартам, возможно только при условии разработки эффективной программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Согласно положениям ФГОС, дошкольное образование призвано не только обеспечить эмоционального благополучие и развитие эмоционального интеллекта ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, но и привлекать к активному участию родителей детей в этом процессе.
Успешное взаимодействие ДОУ с семьей возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
• специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;
• посещение педагогами семей воспитанников;
• организация дней открытых дверей в детском саду;
• разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных, семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием) и др.
Важное место в системе взаимодействия ДОУ с семьей занимает непрерывное образование воспитывающих взрослых, причем не только педагогов, но и родителей. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад, но и его партнеры, в том числе организации, объединяющие родительскую общественность. Основными формами просвещения могут выступать: конференции (в том числе и онлайн- конференции, родительские собрания (общие детсадовские, районные, городские, областные, родительские и педагогические чтения, а также мастер-классы и тренинги
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные, прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр)
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участник на всех или отдельных этапах, консультант, организатор материально-технической поддержки и др.
Примерные темы проектов для старшей группы:
1) «Мастерская волшебников»– практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала, оформление выставки.
2) «Добавь осени красок» – совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо.
3) «Мы – экологи»– консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.
4) «Домашние любимцы»– наблюдение за домашними питомцами, конкурс-фотовыставка.
5) «Моя семья» – родительские собрания в группах, оформление фотоальбома «Семейные традиции», выставка семейных рисунков.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы сотрудничества. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В рамках этой формы на базе ДОУ создается родительский клуб, заседания которого организуются 4 раза в год. Чтобы встречи были интересны родителям и не превращались в скучные лекции, темы для обсуждений желательно выбирать с учетом их пожеланий (например, с помощью анкетирования). «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» – вот некоторые темы встреч. Желательно, чтобы и сами дети приняли участие в заседании, с этой целью включается практическая часть или мастер-класс.
Самая популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Традиционными являются ежегодные проведения оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. Это могут быть походы «На природу», активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню» и т. п. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников могут выпускаться газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Практический опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Делает их не зрителями или наблюдателями, а активными участниками жизни своего ребёнка.
Информатизация образования в нашей стране активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности, но и средством обучения. Информационно-коммуникационные технологии сотрудничества (ИКТ) являются одним из новаторских и перспективных направлений в дошкольном образовании.
Таким образом, применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:
• установление партнёрских отношений с родителями;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы общности интересов;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Взаимовыгодное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни в рамках действующего законодательства осуществляется также с помощью модели социального партнёрства семьи и ДОУ.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения с целью развития эмоционального интеллекта детей и повышения воспитательной квалификации родителей. Основная задача всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-общественных, политических и экономических условий развития нашей страны.
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.
Эмоции — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,
- субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
К выразительным формам эмоций относятся :
• жесты (движения рук,
• мимика (движения мышц лица,
• пантомимика (движения всего тела,
• эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса,
• вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.
Эмоциональный интеллект - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» четыре её составляющие:
1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
4. Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
• У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
• У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
• У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Поэтому перед нами стоит цель:
- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из цели вытекают следующие основные задачи:
- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
Ребенок очень восприимчив в дошкольном возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Средствами воспитания положительных эмоций в дошкольном возрасте являются : сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:
• комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно оздоровительных мероприятий.
Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:
- Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.
- Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.
- Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.
- Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.
• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
• Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
• Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
• Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
• Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
• Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
• Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
• Посещение комнаты психологической разгрузки.
• Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
• Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.).
• Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют : чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.