Консультация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Ирина Федотова
Консультация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст очень важный этап развития эмоций и чувств. Ребенок постоянно находится в плену своих эмоций. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста рассматривается как целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Характеристика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. К старшему дошкольному возрасту происходят изменения в распознавании эмоционального состояния человека. Дети начинают считывать его через изображение позы, жестов, мимики. При этом мимику, позу, дошкольники выделяют преимущественно при условии восприятия человека, изображенного вне ситуации.

Дошкольники 5­-6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Старшие дошкольники, находясь в группе сверстников, умеют считывать чужие эмоции и адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила, они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку.  

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Большие возможности для развития эмоций предоставляет игра дошкольников. Игра в дошкольном возрасте — это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты:

- Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

- Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т. д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

- Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

- С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

- Поощряйте разнообразие, оригинальность внешнего оформления эмоций в мимике, жестах, пантомимике, речи ребенка.

В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное – не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Игра 1. Передай голосом

Попросить ребенка произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

Игра 2. Говорящие руки

Обратить внимание ребенка на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее попросить его с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.

Игра 3. Назови и опиши

Читая отрывки художественных произведений, рекомендованные для старших дошкольников, можно попросить ребенка называть эмоциональное состояние героя, охарактеризовать особенности его внешнего проявления (например: «Что значит обидеться?», «Что значит усталый» и т. д., отметить смену в настроении персонажа («Каким стал теперь котенок?», «Изменилось ли настроение царицы или нет?» и т. д., подобрать слова синонимы («Какими словами еще можно охарактеризовать состояние медведя?»).

Игра 4. Найди пару

Предложите ребенку несколько карточек с различными эмоциями. Пусть он попытается разложить их по группам, например, радостные к радостным, злые к злым, удивленные к удивленным.

Игра 5. Угадай настроение

Возьмите карточки. Предложите ребенку взять карточку с той эмоцией, которая больше всего подходит его маме, папе, ему самому. Пусть опишет словами настроение.

Игра 6. Зеркало

Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Один участник игры изображает какую-нибудь эмоцию, другой должен полностью скопировать мимику и жесты. С помощью этой простой игры дети научатся распознавать различные эмоциональные состояния, научатся понимать чувства другого человека и разовьют чувство эмпатии.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Консультация для педагогов «Физическое и эмоциональное развитие детей посредством приобщения родителей к ЗОЖ» Консультация для педагогов на тему: «ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ».

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей с ОНР» Любая образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных.

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие дошкольников» Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 июня 2019 в 17:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

20 июля. Международный день шахмат

Спорт, игра, наука, искусство — все это шахматы. Эта древнейшая игра сегодня отмечает свой праздник. В этот день в 1924 году была образована международная спортивная организация ФИДЕ, объединившая всех...

Фотоотчет «Международный день торта в средней группе»
ФОТООТЧЕТ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОРТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ " 20 июля отмечается интересный и пока ещё молодой праздник - Международный день торта ,...
Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших...
«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы. Подготовительная группа. Цель:...
Педагогический проект «В стране кинематографии»
Педагогический проект "В стране кинематографии" Педагогический проект был разработан и реализован с детьми 1-4 классов в рамках работы летнего городского...