Ирина Анатольевна Кракосевич
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обязывает нас «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей» (п. 2.1. ФГОС ДО).
Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:
Публикация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- разработана методика, обогащающая основные формы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными и рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием (релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики; двигательные действия и задания; варианты массажных упражнений и подвижных игр и др.);
- в процессе физического воспитания обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости;
- осуществляется специальная подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик,
позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности.
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.
В работе дошкольного учреждения используются различные типы физических занятий :
1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов
устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений используются 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера, а так же задействуется сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками и загадками.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.
4. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.
5. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора.
Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей : ритмическая гимнастика, элементы йоги, занятия на фитболах.
Наиболее популярной в нашем детском саду является ритмическая гимнастика как одна из эффективных форм обучение ребёнка по умению чувствовать своё тело и управлять своим мышечным тонусом. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.
Цель занятий : создать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения; развивать творческие способности ребенка; укрепить здоровье.
При составлении комплексов для дошкольников следует учитывать не только уровень подготовленности детей, но и особенно психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию (сюжет, через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес- гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы.
Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета.
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации.
Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Дети шестого года имеют более координированные движения, которые
подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организовано и дисциплинировано.
На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. В этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Изменяется качество игр.
Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта, где дети учатся взаимодействовать в команде, развивать умение самоорганизовываться. Настроиться на определенную деятельность нам помогает совместная групповая деятельность, в которой мы активно подключаем родителей.
Так в течении года на базе нашего детского сада организовываются совместные мероприятия для детей и родителей : веселые старты, спортивные праздники, туристические походы с прохождением различных препятствий.
Просто взрыв эмоций вызвали проводимые в нашем ДОУ Олимпийские игры. Дети и их родители не только почувствовали себя причастными к большому общероссийскому делу, но и окунуться в атмосферу спорта, здоровья, командного духа и получить положительные эмоции. Созданная обстановка спортивного праздника помогала детям не только мириться с чужими победами, но и искренне радоваться успехам сверстников, поддерживать их в трудных ситуациях. А победы и спортивные достижения не только повысили самооценку детей, но и стали мощным мотивационным стимулом к занятиям спортом и работой над собой.
Наши дети и родители от зимних видов спорта перешли к летним. И уже в этом учебном году, упорные совместные тренировки помогли детям выигрышно выглядеть на соревнованиях по фигурному вождению на велосипеде.
Спортивные праздники и занятия физкультурой оказывают сильное влияние на развитие эмоционального интеллекта, так как здесь как нигде в другой деятельности тренируется сила воли, умение мотивировать себя на достижения. Развивается искусство поддержки взаимоотношений со сверстниками, соблюдая правила игр и поддерживать их в трудной ситуации.
А так же развивается способность детей чувствовать свое тело и управлять им, что является базовым фундаментом дальнейшего развития распознавания чувств и управления ими.