МААМ-картинки

Эмоциональные отклонения в современном обществе

людмила дмитриева
Эмоциональные отклонения в современном обществе

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В работе произведено теоретическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме эмоциональных отклонений в обществе и рассмотрены разные точки зрения известных зарубежных и отечественных ученых.

Ключевые слова: Депрессия, тревожность, агрессивность, эмоциональные отклонения.

За последние десятилетия в нашей стране произошли

Публикация «Эмоциональные отклонения в современном обществе» размещена в разделах

кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, которые влекут за собой радикальные изменения в психологии, в ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение проявлений человека в эмоциональной сфере его жизнедеятельности. Среди многочисленного количества видов эмоциональных отклонений, пожалуй, самыми распространенными можно считать депрессию, тревожность, агрессивность. Современное общество задает очень высокий темп и создает массу причин не только для радости, но и для апатии к жизни. Каждый день нас окружают сотни проблем, от которых порой просто хочется сбежать и скрыться в самом укромном местечке на земле. Поэтому сегодня вопросы профилактики и коррекции эмоциональных расстройств являются крайне актуальными.

Итак, опираясь на положения и идеи, содержащиеся в концепциях «пионера» в психологии З. Фрейда тревожность мы понимаем, как первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, репродуцируемую затем при ситуациях опасности, как сигнал о помощи. ««Я», пережившее пассивную травму, воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением[15, с. 85]. Тревога имеет очевидное отклонение к ожиданию. Тревогу имеют перед чем-нибудь. Изначально тревога представляет собой адаптивное поведение, помогающие индивидууму избегать возможной опасности, но в определённых условиях тревожное поведение приобретает патологические черты и снижает приспособленность организма. Механизмы развития патологической тревожности до конца не изучены. В настоящее время существуют две точки зрения [9, с. 97]. Согласно одной из них, патологическая тревога отличается от нормальной только количественно и представляет собой просто чрезмерную адаптивную тревожность. По другой теории патологическая и адаптивная тревога качественно отличаются друг от друга и являются разными физиологическими состояниями. Кроме того, патологическая тревожность представляет собой гетерогенную группу расстройств, которые различаются между собой не только поведением, но и физиологическими показателями. Международная классификация болезней (МКБ, 1994) выделяет фобические тревожные расстройства, другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство [11, с. 12].

Так же принято различать ситуативную тревогу (state anxiety) описываемую как временное переживание чувства тревоги в провоцирующей ситуации и базовую тревогу (trait anxiety) как особенность личности, проявляющуюся в повышенной склонности переживать тревогу. В клинике для оценки личностной и ситуативной тревожности по отдельности используется тест Спилбергера (Spielberger et al., 1983). Тревожность рассматривается в различных направлениях психологии. Психоаналитический подход к пониманию страха и тревоги связан в первую очередь с именем З. Фрейда. В его работах проблема страха и тревожности именно как психологическая проблема была поставлена впервые [14,с. 35].

Поведенческий подход представляет тревожность и страх — как очень близкие явления. Оба они являются эмоциональными реакциями, возникающими на основе условных рефлексов. Благодаря сочетанию рефлексов возможно большое разнообразие инструментальных и оперантных реакций избегания, на основе которых происходит социализация индивида.

Из исследований сторонников теории научения А. М. Прихожан делает вывод о том, что источником социально-ситуационной тревоги является не только приобретенная раннее в подобных ситуациях реакция тревожности (опыт индивида, но и значимость ситуации для индивида, обусловленная культурными ценностями [11]. Одним из главных исследователей тревоги в когнитивной теории является Р. Лазарус (1972). По его мнению, ключом к пониманию тревоги служит то, как человек оценивает опасную ситуацию. Значение этих исследований заключается в том, что в центре теории тревоги стоит человек как воспринимающее существо. Хотя Лазарус полагает, что тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, он подчеркивает, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека. Но во многих работах сторонников когнитивной теории описывается не тревога, а воздействие психологического стресса на человека. Тревога рассматривается как неразрешенный страх, который приводит к размытому ощущению опасности [10, c.167].

Изучая проблему агрессивности мы опирались на положение А. Басса, который агрессию охарактеризовал, как реакцию которая наносит вред другому организму. [16, с. 17]. Другие исследователи агрессивности, такие, как Бэрон и Д. Ричардсон рассматривают агрессию, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку.

Агрессия в обществе не происходит без определенных мотивов и установок, и поэтому это явление сложнее, чем животная агрессия, поэтому ее целесообразно определять, как насилие. Агрессия в животном мире является целесообразной деструкцией, животное способно к агрессии, но не способно к насилию[6, с. 80].

Ряд важных различий в понимании агрессии отметил Фешбах. Он разграничил экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессии (при этом сначала из рассмотрения исключается непреднамеренное агрессия). Экспрессивная агрессия представляет собой мимо свободный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный быстро прекращается, причем источник нарушения спокойствия не обязательно "обязательно подвергается нападению. Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированное (можно говорить также о корыстной и бескорыстной, антисоциальной и о социальной агрессии). В определении агрессии и агрессивного поведения стоит определиться, включать аспект нарушения общественных норм как показатель проявления агрессивности. Например, физическая самозащита, или дисциплинарное наказание, являются приемлемыми формами социального поведения, и именно поэтому агрессивное поведение следует рассматривать в контексте нарушения норм и ценностей общественной морали [цит. 5, с. 121].

Однако, по мнению Берковитц, при определении агрессивности на основе нарушения норм общества не учитывается, что взгляды сторон на нормы общественного поведения могут быть разными. Л. Берковитц отмечает, что к агрессии индивида побуждают раздражители, связанные с последствиями агрессивных действий [4, с. 165].

А. Бандура отмечает, что люди, наблюдая за поведением других людей и строя, легко овладевают агрессивное поведение и общую стратегию для своих следующих действий. Если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им станет агрессивным. Если же об объект будет наказан за его агрессивность, это уменьшит проявление агрессивности [2, с. 152].

Р. С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, повязанная со стремлением к справедливости. А. А. Реан, К. Бютнер и другие исследователи рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивные свойства, связанные с тревогой. Итак, под «агрессией» принято понимать целевое деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектами (одушевленным и неодушевленным, физический ущерб людям или психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) [12, с. 19].

Изучая проблему депрессии, мы опирались на теорию А. Бека, который говорил, что депрессия возникает из-за того, что люди неправильно понимают окружающий мир, это приводит к нарушениям адаптации — подобную интерпретацию называют негативной триадой. Имеется в виду, что у пациента не соответствующие действительности негативные представления о самом себе, о мире и о будущем [3, с. 76].

Депрессия является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. Депрессия это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением с негативной пессимистической оценкой самого себя, своего настоящего, будущего и часто прошлого, сопровождающееся искажением мыслительных процессов, двигательным торможением со снижением побуждения к деятельности или тревожным возбуждением (вплоть до ажитации, соматовегетативными дисфункциями, с часто присущими суицидальными тенденциями [13, с. 123].

Таким образом, значение происходящих вокруг событий либо сильно преувеличивается, либо преуменьшается. Пациенты принимают незначительные неприятности за «доказательства» собственной полной некомпетентности; не верят комплиментам в свой адрес; происходящие в мире печальные события, на которые они никак не могут повлиять, воспринимают как отражение собственного состояния; и считают, что в будущем все будет еще хуже. Эту теоретическую модель депрессии часто сравнивают с моделью депрессии как выученной беспомощности. Первоначально эта модель базировалась в основном на бихевиоральной теории. Предполагалось, что причиной депрессии являются сформировавшиеся посредством обусловливания негативные ассоциации — что бы ни делал пациент, всегда получается плохой результат. Это чувство выученной беспомощности и вызывает депрессию. В более поздних моделях подчеркивается важность роли дезадаптивного мышления и когнитивная неудача при попытке найти решение проблемы в собственном восприятии пациента считается столь же значимой причиной депрессии, как и обусловливание [7,8].

Риск возникновения депрессии высок в семьях, где родители и ближайшие родственники страдали аффективной патологией – биполярным аффективным расстройством, униполярной депрессией. Взаимодействие генов со средой, т. е. отягощенная наследственность по депрессии может увеличивать уязвимость индивидуума по отношению к негативным событиям в жизни. Возникновению депрессии предшествуют социальные факторы: отрицательные жизненные события, которые могут носить острый, либо хронический характер [1с. 154].

Таким образом, мы рассмотрели тревожность, агрессивность, депрессию как эмоциональные отклонения. И наблюдая за развитием современного общества в целом, можно сделать далеко не оптимистический вывод о дальнейшем эмоциональном состоянии людей которые все больше и интенсивнее переживают эмоциональные нагрузки, этому способствует ряд современных условий : стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Эмоции человека изначально призванные мобилизовать на защиту, теперь чаще подавляются, а со временем извращаются, и могут стать причиной разрушительных процессов в организме человека, и как следствием нездорового общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов, Ю. Ф. Клинико-патогенетические особенности и терапия соматизированной депрессии у детей и подростков // Российский психиатрический журнал. - 1999. - №1.

2. Бандура, А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000. – 284 с.

3. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. — СПб. : Питер, 2002. – 420 с.

4. Берковец, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. М., 2007. – 375 с.

5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб, 2001. – 375 с.

6. Бэррон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. – 436 с.

7. Гордеева, Т. О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М. : Смысл, 2011. С. 131—177.

8. Гордеева, Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М. : Смысл, 2009. 152 с.

9. Изард, К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 1999. 464 с.

10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн. : Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л., 1970.

11. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.

12. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1999.

13. Смулевич, А. Б., Гиндикин В. Я., Аведисова А. С. Соматизированные психические расстройства в течении психических заболеваний и пограничных состояний. Некоторые аспекты психопатологии и клинической типологии. (Обзор зарубежной литературы) // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1984. - № 8. - С. 123-129.

14. Спилберг Ч. Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. — Сост. Ю. Л. Ханин. — М., 1983 — 560 с.

15. Фрейд, З. Теория и практика детского психоанализа. Т. 1. - М. : Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. - 384 с.

16. Buss A. The psychology of aggression. N. Y., 1961. – 264 р.

Публикации по теме:

Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека. Современное общество требует.

Аутизм в семье и обществе Аутизм… В нынешнее, социально направленное время понятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многие публичные люди,.

Доклад на педагогическом совете Педагогическая наука. «Развитие педагогической профессии в современном обществе» Народная мудрость • Учись, поколе хрящи не срослись (рус.) • Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование (япон.). • Учиться и в шестьдесят.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Консультация для родителей «Этикет в обществе и дома» Консультация для родителей «Этикет в обществе и дома» Анастасия Свинухова Консультация для родителей «Этикет в обществе и дома» Цели: •.

Приобщение воспитанников к нормам и ценностям принятым в современном обществе, по средствам сюжетно ролевой игры Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в этом уютном зале, людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов.

Правила поведения в обществе Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Придя в социально-реабилитационный центр, ребенок.

Социализация — это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям:.

Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе подготовила: воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района Чеботарева.

Эмоциональные отклонения у подростков ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ В работе произведено теоретическое исследование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональные отклонения в современном обществе
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 04:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД