Энтомологическая викторина «Маленькая страна» для детей 7–8 лет

Елена Кандакова
Энтомологическая викторина «Маленькая страна» для детей 7–8 лет

Энтомологическая викторина «Маленькая страна» для детей 7-8 лет.

Викторину можно проводить «на личное пространство», а можно устроить соревнование между двумя командами. Вопросы задаются каждой команде по очереди. Контроль за временем, отведённым на ответ, ведёт жюри. Команда или игрок, правильно ответившие на вопрос, получают жетон. Победитель определяется по количеству набранных жетонов.

Предварительная подготовка:

чтение книги В. Бианки «Лесная газета»;

оформление книжной выставки научно-популярной и художественной литературы о насекомых;

театрализованные инсценировки.

Реквизиты:

колокольчик для подачи сигналов времени;

магнитная азбука или буквы на карточках;

кубик с точками на гранях (его можно взять из любой настольной игры, важно только, чтобы число точек на его гранях было от 1 до 6);

иллюстрации и рисунки насекомых или презентация;

жетоны, которые даются за правильные ответы.

Ведущий:

Ребята, если я попрошу вас назвать ваше любимое животное – кого вы выберете? (Дети дают ответы, объясняя причину своего предпочтения.)

Вот сколько разных животных вы знаете – диких и домашних. А вот теперь я несколько изменю свой вопрос: подумайте, какое из животных вы назвали бы самым красивым? Я уверена, многие из вас, подумав, выберут стрекозу или бабочку. Посмотрите на изображения этих животных, – какие они нарядные, красочные, изящные. Просто, я думаю, вы не вспомнили о них потому, что эти животные очень маленькие.

Сегодняшняя наша викторина так и называется – «Маленькая страна». Она будет посвящена увлекательной науке, изучающей насекомых, - энтомологии. Мы перелистаем страницы знаковых вам книг, где рассказывается о насекомых, поиграем в игры, вспомним названия некоторых маленьких обитателей наших садов и парков.

Наша встреча будет состоять из трёх раундов. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать на них. Каждый, кто ответит правильно, получит вот такой красивый жетон в виде бабочки. Подсчитывать жетоны мы поручим нашему уважаемому жюри. (Представляет членов жюри.) Итак, мы начинаем.

Разминка

Вспомните самую популярную книгу о насекомых. Она начинается праздничным событием – именинами, а заканчивается свадьбой. В ней рассказывается о том, как именинница муха вышла замуж за лихого, удалого, молодого комара. (К. И. Чуковский. Муха-цокотуха.)

Дети показывают отрывок инсценировки сказки «Муха-цокотуха».

В другой книге этого же автора злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны. Что это за книга? (К. Чуковский. Тараканище.) Кто же победил злого таракана? (Воробей.)

В какой из книг Корнея Чуковского есть такие строчки:

Бабочка прилетела,

Крылышками помахала.

Стало море потухать

И потухло. («Путанница».)

С этими произведениями вы знакомы давно. А совсем недавно мы с вами причитали книгу Виталия Бианки «Лесная газета». Первый раунд будет посвящен этой книге. «Лесную газету» читали ещё ваши мамы и папы, когда учились в школе, но и сегодня она по-прежнему познавательна и интересна, как и весь животный мир, который в ней описывается, в том числе и мир насекомых.

Если вы помните, «Лесная газета» состоит из 12 номеров – по числу месяцев в году. В конце каждого номера имеется викторина, в вопросах которой подмечены любопытные факты из окружающей нас природы, а ответы требуют смекалки и наблюдательности. Поскольку сегодня мы беседуем об энтомологии, я выбрала для вас вопросы, имеющие отношение к миру насекомых.

Первый раунд Новости из «Лесной газеты»

1. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые – и почему?

(Раньше появляются насекомые. А уж после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей.)

2. Почему грачи ходят по полю за пахарем?

(Пахарь плугом выворачивает много червей, личинок жуков и других насекомых, которых и подбирают грачи.)

3. Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых сами появляются?

(Эти насекомые – майские жуки и июньские жуки, другое их название – хрущи.)

4. Если наблюдать за муравейником, как можно узнать о приближении дождя?

(Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.)

5. Куда осенью деваются бабочки?

(Большинство из них гибнет с первыми холодами. Но некоторые бабочки забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов – и там перезимовывают.)

А теперь – несколько вопросов о существах, которые очень похожи на насекомых, но, как ни странно, насекомыми не являются, - о пауках.

1. Вспомните, сколько ног у паука?

(Восемь. Именно этим они и отличаются от насекомых, у которых шесть ног.)

2. Как паук-крестовик, сидящий в засаде, узнаёт, что к нему в паутину попала добыча?

(Он лапкой держит туго натянутую паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает её, ниточка дёргает паука за ногу и таким образом даёт ему знать, что добыча попалась.)

3. Кто из пауков строит себе дом под водой из пузырьков воздуха?

(Водяной паук серебрянка. Ответ сопровождается показом иллюстрации из книги Н. Пожарицкой «Как живёшь, Озеренка?».)

4. Каких пауков называют «бродягами»?

(Тех, кто не ткут паутину для ловли добычи.)

5. Может ли паук предсказать изменения в погоде?

(Паук забился в угол – к сильному ветру.)

Первый раунд окончен. Пришло время для небольшой передышки и подведения итогов.

Наши маленькие артисты подготовили инсценировку песни «Весенний вальс» композитора О. Фельцмана, где рассказывается о том, как насекомые устроили на лесной поляне большой бал.

Дети показывают инсценировку.

Жюри объявляет результаты первого раунда.

Второй раунд Игровой

1. Проводится игра по принципу телепередачи «Поле чудес».

Дети угадывают названия бабочек: по очереди называют любые буквы алфавита, и если названная буква есть в слове, Ведущий открывает её, а ребёнок (команда) получает жетон. Тот, кто по нескольким буквам догадается, о какой бабочке идёт речь, может сразу поднять руку и назвать её, не дожидаясь, пока на щите появятся все буквы. Ведущий показывает детям изображения угаданных бабочек (их можно найти в книге Ю. Дмитриева «Что в лесу растет, и кто в лесу живёт»).

2. Дети должны вспомнить название бабочки, которое состоит из шести букв.

Для этого команды по очереди бросают кубик. Букву, порядковый номер которой выпадает на верхней грани, Ведущий выставляет на магнитном щите.

(Слово для угадывания – «махаон». Демонстрируется изображение бабочки – специально нарисованное или иллюстрация из книги В. Мурзина «Синий махаон».)

Ведущий:

Я включила в наш второй раунд вопрос-шутку. Послушайте стихотворение и догадайтесь, о ком в нём идёт речь.

Однажды по тёмному лесу

Пошли погулять вечерком

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

В лесу разбрелись, угощались –

Кто вкусной корой, кто грибком –

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

Но вот прилетела пичужка,

И в рот ей пошли - целиком! –

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником. А. Шибаев

Объясните, пожалуйста, что это за фантастическое событие описано в стихотворении?

(Стенограф, типограф, садовник и все остальные – вовсе не названия людей с такими профессиями, а названия, которые дали некоторым жукам учёные-энтомологи.)

Пока жюри подводит итоги второго раунда, давайте полистаем книги, стоящие на нашей выставке, и посмотрим, какие интересные, а порой и смешные названия носят насекомые.

Вот в книге «Энтомология в картинках» показаны жук-пилюльщик, вредная черепашка и жук-карапузик. А в книге «Зоопарк в твоей книжке» есть притворяшка шелковистый и кузька-крестоносец.

Давайте пофантазируем. Представьте себе, ребята, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Ответьте мне, можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он весь – со слонами, носорогами, оленями и медведями – уместился на столе? Правильно. Такой зверинец можно составить из насекомых, названных именами крупных животных. Кто может напомнить такие имена?

(Если ребята затрудняются, Ведущий может сам дать нужные ответы, сопровождая их показом иллюстраций.)

Смотрите, вот жук-олень – его разветвлённые усы действительно имеют сходство с оленьими рогами. А жук-носорог получил своё название потому, что его усы похожи на рог носорога. Бабочка-медведица, конечно, не похожа на добродушного лесного хозяина Михайло Иваныча Топтыгина, но её личинка покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерсть у медвежонка. У жука соснового слоника сильно вытянутая головка напоминает слоновый хоботок. А вот муравьиный лев, чья личинка устраивает засаду в специально вырытой ямке и ждёт, когда туда упадёт муравей.

Жюри объявляет итоги второго раунда и общий счёт.

Третий раунд «Энтомология в сказках»

Ведущий:

Давайте постараемся вспомнить насекомых, с которыми мы встречались на страницах любимых книг. А поможет нам в этом выставка художественной литературы.

1. В кого превращала князя Гвидона Царевна Лебедь в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»?

(В комара, муху, шмеля.)

2. Один из лесных докторов, лечивших Буратино, был насекомым. Назовите его.

(Богомол.)

3. Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он?

(Майский жук.)

4. В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»?

(В бабочек – махаона и капустницу, в муравьёв.)

5. В книге Р. Киплинга «Маугли» был Маленький Народ, который не переносил запах чеснока. Что за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натерся диким чесноком?

(Дикие пчёлы. Маугли натёрся чесноком, чтобы отпугнуть от себя пчёл в тот момент, когда он прыгал с обрыва в реку, увлекая за собою свору красных собак.)

Наша викторина – путешествие в таинственную и загадочную маленькую страну – закончилась.

Пока жюри подводит итоги, я хотела бы познакомить вас ещё с одной книгой. Книга писателя Дж. Бульвантера «От кота до кита» рассказывает о том, что некоторым насекомым в мире поставлены памятники.

Например, в Польше и Японии существуют памятники пчёлам.

В Австралии, в штате Квинсленд воздвигли памятник гусенице, которая спасла фермеров от разорения.

В США в штате Алабама есть фонтан, изображающий богиню плодородия, держащую в руках чашу с бронзовым жуком-долгоносиком. На цоколе фонтана имеется надпись, поясняющая, почему жуку оказали такую честь: «С глубокой признательностью хлопковому долгоносику за то, что он был причиной благосостояния, воздвигли этот памятник жители города Энтерпрайза». Оказывается, много лет назад жук-долгоносики привели в негодность целые поля хлопка, разводимого местными фермерами. Они причиняли огромные убытки, и никакие ядохимикаты их не брали. Тогда фермеры просто перестали сеять хлопок, а вместо этого занялись животноводством, начали выращивать кормовые травы, картофель, кукурузу и арахис. Они получали большие урожаи и разбогатели. Вот за это жители города решили поставить памятник вредному долгоносику.

Жюри объявляет итоги викторины. Награждаются победители игры.

Литература:

Научно-популярная

В. Бианки. Лесная газета. – Любое издание

Дж. Бульванкер. От кота до кита. – Л. : Детская литература, 1991.

Зоопарк в твоей книжке. – Харьков: Панорама, 1992.

Н. Пожарицкая. Как живешь, Озеренка? – М. : Просвещение, 1980.

В. Танасийчуков. Энтомология в картинках. - М. : Просвещение,1980.

Художественная

Р. Киплинг. Маугли. – Любое издание.

В. Медведев. Баранкин, будь человеком! – Любое издание.

А. С. Пушкин Сказки. – Любое издание.

А. Толстой Золотой ключик, или приключения Буратино. – Любое издание.

К. И. Чуковский Сказки. – Любое издание.

Публикации по теме:

«Есть за горами, за лесами маленькая страна». Праздничный концерт для сотрудников и ветеранов Дата проведения: 5 октября 2017 года. Гаснет свет, звучит музыкальная композиция «Маленькая страна». На сцене фотоколлаж «Наш любимый детский.

Презентация-фотоотчет «Маленькая страна» Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдёшь! О дефиците детских мест в дошкольных учреждениях города знает, наверное, каждый. И вот.

Фотоотчет «Наша маленькая страна — детский сад. Воспоминания»Фотоотчет «Наша маленькая страна — детский сад. Воспоминания» «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную.

Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна» Кукольный театр, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни, во многом определяет их отношение к культуре и театру вообще. Кукольный.

Консультация «Маленькая страна. Воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге» Цель. Убедить родителей в важности воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге. Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим.

Новогодняя викторина для детей 3–4 летНовогодняя викторина для детей 3–4 лет Здравствуйте Дети! Сегодня мы с вами погрузимся в сказочную атмосферу праздника! Под Новый год В. Шумилин Под Новый год, как в сказке, Полным-полно.

Сценарий дня рождения для девочки 6 лет «Маленькая принцесса» Сценарий дня рождения для девочки 6 лет. «Маленькая принцесса» Атрибуты: Воздушные шарики, корона для принцессы, маленькие пластмассовые.

Викторина для родителей и детей «Сказочная страна»Викторина для родителей и детей «Сказочная страна» Цели: активизировать знания детей о сказках и расширить их кругозор; поощрять познавательную активность семьи; способствовать укреплению.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Энтомологическая викторина «Маленькая страна» для детей 7–8 лет
Опубликовано: 19 марта 2018 в 06:13
+147Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме...
Автор НОД: Молгачёва Юлия Анатольевна Цель: Создание условий для знакомства с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью....
Развивающая доска, или Бизиборд
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить к вашему вниманию развивающую доску бизиборд или доску Монтессори, которую сделали я и...
Фотоотчёт «Мы сдаём ГТО. I этап спартакиады»
ГТО у дошколят Бодрые и веселые мы идем на стадион Внимание! Внимание! На нашем стадионе начинаются спортивные соревнования Дорогие ребята...
Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья»
Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах семьи. • Закрепить...
Сценарий праздника «Приключение в музыкальном королевстве», приуроченного к Дню Музыки
Сценарий ко Дню Музыки для подготовительной группы "Приключение в Музыкальном Королевстве" Действующие лица: Ведущий, Король, Фея Музыки - взрослые;...