Опыт работы «Адаптация детей к условиям детского сада»

Татьяна Бодякшина
Опыт работы «Адаптация детей к условиям детского сада»

Человек, как всякий живой организм, в течение своей жизни неоднократно проходит процесс адаптации. Это может быть приспособление к новому месту жительства, условиям труда и коллективу, помещению и температуре воздуха в нем, то есть к различным условиям жизни человека. В любом случае процесс адаптации требует от нас мобилизации всех своих душевных и физических сил. Причем, взрослый человек, имея богатый жизненный опыт может с легкостью преодолевать трудности адаптации. Чего не скажешь о маленьком трехлетнем человечке. Первый институт социализации для малыша начинается в детском саду, и как он преодолеет сложный этап своей жизни, во многом будет зависеть от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Адаптация – это длительный процесс, сопровождающийся различными феноменами, связанными с особенностями выстраивания отношений между ребенком, его семьей, специалистами и педагогами дошкольного учреждения. Различают три степени прохождения адаптации:

- Легкая. Поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он адекватно ведет себя в отношении взрослых и детей, имеет нормальный сон и аппетит, туалет.

- При адаптации Средней тяжести – наблюдаются некоторые признаки стресса (отказ от еды, сна, капризы, но состояние ребенка выравнивается через 20-30 дней.

- Тяжелая адаптация – может длиться до 6 месяцев. Ребенок может подолгу болеть, терять вес, имеющиеся навыки (мытье рук, туалет).

Дети, имеющие разный тип нервной системы, разный уровень физического и умственного развития, по разному могут чувствовать себя в одной и той же ситуации. Поэтому, процесс приспособления к новым условиям жизни в детском саду протекает индивидуально: по продолжительности и силе. Это и понятно. Может быть ваш малыш уже не раз проходил процесс адаптации в своей жизни? Это могло быть прекращение грудного вскармливания, общение на детской площадке, подключение к уходу за ребенком бабушек или других родственников и т.  д. Поэтому задача взрослых, педагогов и родителей – облегчить приспособление ребенка к детскому саду. Как же преодолеть стрессовую ситуацию периода адаптации ребенка в детском саду?

Опыт моей психолого-педагогической практики предполагает необходимость проведения предварительной работы по организации процесса адаптации в дошкольном учреждении. Для этого разработан алгоритм действий, применяемый ко всем участникам адаптационного процесса.

Для родителей проводится цикл мероприятий в рамках функционирования «Школы Молодого Родителя». Еще весной в учреждении проводится «День открытых дверей», где родители знакомятся с воспитателями, имеют возможность увидеть группы и помещения, куда придут их дети. Это позволяет создать положительный эмоциональный настрой у родителей и убедить их, что дети попадают в хорошие условия и добрые надежные руки. Также в рамках «Школы Молодого Родителя» проводятся обучающие семинары, консультации, беседы, лекции, способствующие повышению педагогической компетенции, объединению совместных усилий в вопросах адаптации ребенка.

С приходом в детский сад, с малышами осуществляется индивидуальная либо групповая работа. Это пальчиковые игры, песенки и потешки, игры и хороводы, веселые танцевальные физкультминутки. Особой популярностью в первые дни прихода ребенка пользуется «Уголок Друзей». Он находится в раздевалке и включает в себя различные яркие игрушки, которые ребенок может взять с собой входя в группу. «Выбирай, с кем ты сегодня будешь дружить?» В зависимости от настроения, ребенок каждый раз берет разную или одну и ту же игрушку (машинку, клоуна, мяч, строительный набор). Эта процедура позволяет мне, как психологу, отследить динамику эмоционального состояния ребенка. Постепенно привыкая к помещению группы, дети начинают перемещаться по учреждению, посещая музыкальный и спортивный залы, бассейн, кабинет психолога.

Стабильность, предсказуемость, привычная обстановка необходимы ребенку, чтобы чувствовать себя в безопасности и развиваться. Поход в детский сад существенно меняет жизнь ребенка и становится для малыша серьезным испытанием. Поэтому крайне важно вводить изменения постепенно. Этим принципом я руководствуюсь при организации консультаций и бесед с педагогами.

Следующей важной ступенью является подготовка родителей к расставанию с ребенком.

В своей практике общения с родителями я использую 5 правил «Это важно!»:

1. Давайте ребенку информацию о детском саде только положительного характера: "Тебе там будет хорошо, весело, ты научишься рисовать, петь, играть". Рассказывайте ребенку, что он будет делать в детском саду (играть с ребятами, кушать, гулять, спать, умываться, рисовать, слушать сказки и т. д.)

2. Максимально приблизьте домашние условия к условиям детского сада: режим дня (подъем и засыпание в одно и то же время, обязательный тихий час (с 12 до 15 часов, прием пищи (наличие каш, супов, второго блюда); навыки самообслуживания (мытье рук, вытирание, туалет, одевание (удобная одежда и обувь, с которой ребенку будет легко справиться самому).

3. Исключите стрессовые ситуации в семье: переезд, ремонт, развод, скандалы и др. Не оставляйте малыша в детском саду до позднего вечера. Забрав ребенка после полдника, вы дадите ему больше времени восстановить свое душевное равновесие, успокоиться, снять нервное напряжения проведенного дня.

4. Настройте себя на длительное расставание с ребенком. К моменту посещения детского сада мама преодолевает два важных этапа: этап принятия решения и этап претворения его в жизнь. В данный момент именно вы сделали выбор, в какой детский сад привести ребенка и в каком возрасте. У матери также как и у ребенка происходит ломка привычного поведения, и в связи с необходимостью принятия новой ситуации начинается психологическая перестройка всех систем. Приходится менять эмоциональные привычки, заполнять освободившееся пространство в душе.

5. При утреннем расставании с ребенком имейте спокойный тон, не затягивайте с прощанием, после вашего ухода малыша пожалеет воспитатель, ребенок успокоится и втянется в режимные моменты. Если вы стоите под дверью и рыдаете, в унисон с ним, ребенок это чувствует на расстоянии, что отражается в его поведении. Доверяйте педагогам, прислушивайтесь к их рекомендациям и соблюдайте этапы адаптационного процесса.

В заключение хочу сказать следующее: мне как психологу легче увидеть процесс адаптации со стороны; оценить настроение ребенка, его душевное состояние, его возможности и потребности в стрессовой ситуации. Поэтому в своей работе мне близка модель пошаговой адаптации, обеспечивающей постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Центральное положение в ней занимает ребенок, а «надежную гавань» его благополучия создают окружающие его родители, педагоги и сверстники.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией называют - процесс вхождения ребёнка в новую для него среду.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Участники процесса адаптации: Образовательное учреждение (воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, заведующий, заместитель.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку попавшему в новую, непривычную обстановку.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Опыт работы «Адаптация детей к условиям детского сада»
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 00:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация «Экологический проект «Природа — наш дом»
Актуальность проекта: В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого...
Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Помогаем Золушке...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию «Помогаем Золушке собраться на бал» . Цель: Познакомить детей со способами и методами...
Фотоотчет «Кормушки для птиц»
"Птичкам зимой очень голодно, Ты им кормушку повесь" Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова Елена Гурьевна. В нашем городе организован конкурс...
Фотоотчёт о совместной творческой деятельности детей и родителей «Скоро, скоро Новый...
Фотоотчёт о совместной творческой деятельности детей и родителей «Скоро, скоро Новый год! » ( средняя группа) Снег идёт, снег идёт! Значит, скоро...
Конспект зимней прогулки «Наблюдение за погодой»
Цель прогулки: формировать у детей умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе; уточнить представления о свойствах снега,...