Папки-передвижки

Опыт работы «Адаптация детей к условиям детского сада»

Татьяна Бодякшина
Опыт работы «Адаптация детей к условиям детского сада»

Человек, как всякий живой организм, в течение своей жизни неоднократно проходит процесс адаптации. Это может быть приспособление к новому месту жительства, условиям труда и коллективу, помещению и температуре воздуха в нем, то есть к различным условиям жизни человека. В любом случае процесс адаптации требует от нас мобилизации всех своих душевных и физических сил. Причем, взрослый человек, имея богатый жизненный опыт может с легкостью преодолевать трудности адаптации. Чего не скажешь о маленьком трехлетнем человечке. Первый институт социализации для малыша начинается в детском саду, и как он преодолеет сложный этап своей жизни, во многом будет зависеть от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Публикация «Опыт работы „Адаптация детей к условиям детского сада“» размещена в разделах

Адаптация – это длительный процесс, сопровождающийся различными феноменами, связанными с особенностями выстраивания отношений между ребенком, его семьей, специалистами и педагогами дошкольного учреждения. Различают три степени прохождения адаптации:

- Легкая. Поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он адекватно ведет себя в отношении взрослых и детей, имеет нормальный сон и аппетит, туалет.

- При адаптации Средней тяжести – наблюдаются некоторые признаки стресса (отказ от еды, сна, капризы, но состояние ребенка выравнивается через 20-30 дней.

- Тяжелая адаптация – может длиться до 6 месяцев. Ребенок может подолгу болеть, терять вес, имеющиеся навыки (мытье рук, туалет).

Дети, имеющие разный тип нервной системы, разный уровень физического и умственного развития, по разному могут чувствовать себя в одной и той же ситуации. Поэтому, процесс приспособления к новым условиям жизни в детском саду протекает индивидуально: по продолжительности и силе. Это и понятно. Может быть ваш малыш уже не раз проходил процесс адаптации в своей жизни? Это могло быть прекращение грудного вскармливания, общение на детской площадке, подключение к уходу за ребенком бабушек или других родственников и т.  д. Поэтому задача взрослых, педагогов и родителей – облегчить приспособление ребенка к детскому саду. Как же преодолеть стрессовую ситуацию периода адаптации ребенка в детском саду?

Опыт моей психолого-педагогической практики предполагает необходимость проведения предварительной работы по организации процесса адаптации в дошкольном учреждении. Для этого разработан алгоритм действий, применяемый ко всем участникам адаптационного процесса.

Для родителей проводится цикл мероприятий в рамках функционирования «Школы Молодого Родителя». Еще весной в учреждении проводится «День открытых дверей», где родители знакомятся с воспитателями, имеют возможность увидеть группы и помещения, куда придут их дети. Это позволяет создать положительный эмоциональный настрой у родителей и убедить их, что дети попадают в хорошие условия и добрые надежные руки. Также в рамках «Школы Молодого Родителя» проводятся обучающие семинары, консультации, беседы, лекции, способствующие повышению педагогической компетенции, объединению совместных усилий в вопросах адаптации ребенка.

С приходом в детский сад, с малышами осуществляется индивидуальная либо групповая работа. Это пальчиковые игры, песенки и потешки, игры и хороводы, веселые танцевальные физкультминутки. Особой популярностью в первые дни прихода ребенка пользуется «Уголок Друзей». Он находится в раздевалке и включает в себя различные яркие игрушки, которые ребенок может взять с собой входя в группу. «Выбирай, с кем ты сегодня будешь дружить?» В зависимости от настроения, ребенок каждый раз берет разную или одну и ту же игрушку (машинку, клоуна, мяч, строительный набор). Эта процедура позволяет мне, как психологу, отследить динамику эмоционального состояния ребенка. Постепенно привыкая к помещению группы, дети начинают перемещаться по учреждению, посещая музыкальный и спортивный залы, бассейн, кабинет психолога.

Стабильность, предсказуемость, привычная обстановка необходимы ребенку, чтобы чувствовать себя в безопасности и развиваться. Поход в детский сад существенно меняет жизнь ребенка и становится для малыша серьезным испытанием. Поэтому крайне важно вводить изменения постепенно. Этим принципом я руководствуюсь при организации консультаций и бесед с педагогами.

Следующей важной ступенью является подготовка родителей к расставанию с ребенком.

В своей практике общения с родителями я использую 5 правил «Это важно!»:

1. Давайте ребенку информацию о детском саде только положительного характера: "Тебе там будет хорошо, весело, ты научишься рисовать, петь, играть". Рассказывайте ребенку, что он будет делать в детском саду (играть с ребятами, кушать, гулять, спать, умываться, рисовать, слушать сказки и т. д.)

2. Максимально приблизьте домашние условия к условиям детского сада: режим дня (подъем и засыпание в одно и то же время, обязательный тихий час (с 12 до 15 часов, прием пищи (наличие каш, супов, второго блюда); навыки самообслуживания (мытье рук, вытирание, туалет, одевание (удобная одежда и обувь, с которой ребенку будет легко справиться самому).

3. Исключите стрессовые ситуации в семье: переезд, ремонт, развод, скандалы и др. Не оставляйте малыша в детском саду до позднего вечера. Забрав ребенка после полдника, вы дадите ему больше времени восстановить свое душевное равновесие, успокоиться, снять нервное напряжения проведенного дня.

4. Настройте себя на длительное расставание с ребенком. К моменту посещения детского сада мама преодолевает два важных этапа: этап принятия решения и этап претворения его в жизнь. В данный момент именно вы сделали выбор, в какой детский сад привести ребенка и в каком возрасте. У матери также как и у ребенка происходит ломка привычного поведения, и в связи с необходимостью принятия новой ситуации начинается психологическая перестройка всех систем. Приходится менять эмоциональные привычки, заполнять освободившееся пространство в душе.

5. При утреннем расставании с ребенком имейте спокойный тон, не затягивайте с прощанием, после вашего ухода малыша пожалеет воспитатель, ребенок успокоится и втянется в режимные моменты. Если вы стоите под дверью и рыдаете, в унисон с ним, ребенок это чувствует на расстоянии, что отражается в его поведении. Доверяйте педагогам, прислушивайтесь к их рекомендациям и соблюдайте этапы адаптационного процесса.

В заключение хочу сказать следующее: мне как психологу легче увидеть процесс адаптации со стороны; оценить настроение ребенка, его душевное состояние, его возможности и потребности в стрессовой ситуации. Поэтому в своей работе мне близка модель пошаговой адаптации, обеспечивающей постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Центральное положение в ней занимает ребенок, а «надежную гавань» его благополучия создают окружающие его родители, педагоги и сверстники.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией называют - процесс вхождения ребёнка в новую для него среду.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Участники процесса адаптации: Образовательное учреждение (воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, заведующий, заместитель.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку попавшему в новую, непривычную обстановку.

Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности МАДОУ детский сад «Колобок» п. Строитель Тамбовского района «Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности». Алешина.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Цель: информирование родителей об особенностях реакций детей в период привыкания.

Аналитическая справка по результатам контроля «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» На основании Приказа заведующего № 68 от 06.10.2017 года и в соответствии с Годовым планом работы на 2015-2016 учебный год старшим воспитателем.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Презентация «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада» Подготовила: воспитатель Одинцова.

Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада» Протокол №1 родительского собрания группы №2 Тема: «Адаптация детей к условиям детского сада» От «18» сентября 2018года. Присутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Адаптация детей к условиям детского сада»
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 00:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД