Ольга Зайцева
Эссе «Детский сад будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Конец 21 века…
Вселенная, галактика, планета Земля… И на этой прекрасной планете есть уголок детства, под названием «Детский Сад».
Постараемся представить, каким он будет в эпоху повальной компьютеризации! И тут перед нашими глазами начинают вырисовываться картины, увиденные нами в фантастических фильмах: эргономичные, скругленные стены детского сада, напоминающие интерьер космического корабля, одинаково одетые дети в «универсальных скафандрах» и снующие между ними кибер-няни, пришедшие на замену улыбающимся воспитателям. Стоп. Достаточно. Это – видение писателей-фантастов. А устраивает ли такая перспектива нас, педагогов, да и все человечество в целом?
Публикация «Эссе „Детский сад будущего“» размещена в разделах
Чтобы наша мечта имела фундаментальную основу, вернемся лучше в прошлое.
Детский сад… Кем, когда и, самое главное, каким он был задуман? Само определение «детский сад» введено в обиход Фридрихом Фрёбелем, известным немецким педагогом, который воплотил свою блестящую идею, находясь на 60-м году жизни. Согласно принципам Фрёбеля, ребенок от природы наделен многими талантами, которые при умелом и грамотном подходе можно и нужно развивать. Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача педагога, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения — «Kindergarten» —означающее «детский сад».
Детский сад – то место, где рады всем: и взрослым, и детям. Во введенный в 1837 году термин организатор детского сада вкладывал очень большой смысл. Действительно, между фруктовым и детским садом много общего. И там, и тут важен результат – получение желанных «плодов». В одном случае – прекрасных спелых фруктов. В другом – веселых, жизнерадостных, смышленых, любознательных, общительных, здоровых ребят. И там, и тут процесс выращивания «урожая» очень долгий, трудоемкий, требующий вложения сил, времени, опеки со стороны многих людей. Очень важно: качество посадочного материала (наличие определенных задатков и наследственность); здоровые корни, питающие саженец (социальное благополучие в семье); грамотный уход садовника (компетентный воспитатель); плодородная почва и благоприятный климат (образовательная среда). А что делать, если не все условия идеальны, если не все растения здоровы? В этом случае нужна дополнительная подкормка, забота и особый уход (индивидуальный образовательный маршрут). В фруктовом саду слышится пение птиц, в нашем – ребячий смех.
По-моему, это и есть идеальный «садовый» пейзаж. Такое райское местечко, куда хочется вернуться вновь и вновь, обязательно должно сохраниться на нашей планете, даже спустя столетия. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Детский сад должен оставаться территорией реального, «живого» общения. Человек – существо социальное. Именно речь отличает человека от животного. Благодаря речи и труду произошла в свое время эволюция человека. Что же мы наблюдаем сейчас? Совершенно противоположное явление. Такие тенденции как ухудшение памяти у будущих школьников, неумение высказать свою мысль, составить творческий рассказ. «Непопулярными» в настоящий момент становятся чтение книг, письмо «от руки», реальное общение подменяется виртуальным, компьютер дает нам возможность рисовать, творить намного лучше, чем мы сами это умеем делать, побывать в тех мирах, где мы никогда не были. И это многих подкупает. А физический труд становится признаком «низшей» касты и подвергается осмеянию. Может ли это влиять на развитие психических процессов? Думаю, что наверняка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена учеными Института физиологии детей и подростков. А известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А что делать, если эти пальцы все больше привыкают касаться лишь клавиатуры компьютера?
Повальная компьютеризация может привести лишь к деградации личности. Ведь человек – существо ленивое. Хотелось бы, чтобы вечное стремление человечества к комфорту, не привело во-первых к «киборгизации» образования, а во –вторых к инволюции человечества. «А как же научно-технический прогресс?» - спросите вы, - «Не можем же мы изолировать детей от внешнего мира, да и сами должны идти в ногу со временем!». Да, действительно. Нужно пользоваться лучшими его достижениями, но в то же время избегать «перегибов».
Время быстротечно. Пролетают годы. Многие вещи, которые когда-то казались несбыточной мечтой, становятся реальностью. В ноябре 2013 года, ознакомившись с положениями ФГОС ДО, я написала следующие строки:
…Вот детский сад.
Он уютный и классный.
Он освещен утром солнышком ясным
Тот детский сад, где вводится ФГОС.
А вот и ребенок – талантливый самый.
Он каждое утро просит у мамы
Пойти в детский сад,
Где вводится ФГОС.
А вот, воспитатель,
Что руки протянет навстречу ему.
И, конечно же, станет
Работу вести в соответствии с ФГОС.
А вот, череда благодарных родителей
Тех самых, что вдруг перемены увидели
В тех детсадах,
Где вводится ФГОС…
Прошло три года. Картины, которые вырисовывались на тот момент, сегодня стали реальностью.
Так же незаметно пройдет и еще семь-восемь десятков лет. Каким же он будет НАШ ДЕТСКИЙ САД? Ответить на этот вопрос, оказывается, не просто. Но очень хочется надеяться на то, что каким бы он ни был, в нем будут работать люди, увлеченные своей профессией. Те, кто откроют ребенку красоту окружающего мира, кто научит видеть прекрасное в каждой капле дождя, в каждой травинке, в каждом цветке и радоваться каждому прожитому дню. Только человек способный замечать красоту окружающей действительности может быть счастлив сам и дарит счастье другим людям, может жить в гармонии с окружающим его миром, с другими людьми, с самим собой.