Мережко Нина Владимировна
Эссе «Искусство сотрудничества с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Искусство сотрудничества с семьей»
Семья – это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла.
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела.
Прекрасно и справедливо высказывание Ивана Александровича Ильина, известного философа и публициста: «… Семья – первичное лоно человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Публикация «Эссе „Искусство сотрудничества с родителями“» размещена в разделах
Семья для каждого человека - это маленькая родина. И сколько бы лет не прошло, куда бы не забросила судьба, каждому хочется вернуться в родные края, в родную семью.
Великий китайский философ Конфуций говорил:
«Будет порядок в доме, будет порядок в семье.
Будет порядок в семье, будет порядок в стране.
Будет порядок в стране, будет порядок в мире.
Будет порядок в мире, будет порядок во всей Вселенной».
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка, отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребенка (1989г., Конституция Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, одним из которых является детский сад, которые признаны помочь, поддержать, поправить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Ни для кого не секрет: взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимы. Но сколько проблем возникает при этом!
«Ясли, детский сад и школа,
А потом и институт
Из Володечки Петрова
Человека создают.
Воспитают и обучат,
Проведут в заботах дни»,-
Так считают мама с папой,
Ведь у них дела свои.
Уверяет папа Вани,
Что в дошкольном воспитании
Нет нужды и нет резона,
Все исправит только школа.
А период становленья –
Ненужное явленье.
У родителей Игната
В вопросах воспитания
Разошлись серьезно взгляды,
Ссорятся отчаянно.
Обвиняют все подряд,
Но страдает лишь Игнат.
Спрашивает мама Кати:
Что мне делать? как мне быть?
Но не хочет воспитатель
О ребенке говорить.
На контакты не идет
И советов не дает.
А хотелось, чтобы было
Все совсем наоборот.
У Машиных родителей
Ужасное событие:
Не ангина и на грипп,
С воспитателем конфликт.
В вопросах воспитания -
Недопонимание»
Поэтому: много мудрого терпения и терпимости, великодушия и доброй воли нужно обеим сторонам, чтобы преодолеть и решить эти проблемы ради ребенка, его комфортного состояния. Это целое искусство – взаимодействие - с семьей.
Почему искусство? Потому что дети – это глина, из которой не без участия детского сада и семьи творится произведение искусства под названием «человек». Подобно тому, как гончар на своем круге доводит до совершенства кусок глины, воспитатели и родители совершенствуют свое творение. И если в основе их совместной деятельности будет лежать стремление к творчеству, взаимопониманию, доброжелательности, то результат – будьте уверены! – обязательно будет.
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
«Я» на свете одиноко,
В «я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней чем «я».
Мы – семья,
И мы - друзья.
В воспитании детей
Станем мы с семьей едины,
Воспитаем для страны
Вместе дочку или сына.
Одна из задач ДОУ – оказание образовательной помощи родителям. И поэтому воспитателю необходимо начинать с себя.
В современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях научного знания, как психология семьи и родительско-детских отношений, семейная педагогика и домашнее воспитание, основы социологии семьи.
Педагог должен владеть методами и приемами эффективного взаимодействия и дифференцированного психолого-педагогического просвещения родителей.
Чтобы плавно, и в системе
Подойти нам к этой теме,
Чтоб специфику семьи
Воспитатели учли,
Из семей, где все отменно,
Опыт взяли непременно,
Нужно выделить задачи.
(И не может быть иначе)
1. Готовы ли вы родители
К активным отношениям,
Чтоб научиться правильно
Принимать решения.
2. Включать семью активно
В процесс образовательный
С учетом социальных запросов
Обязательно.
3. Повысить педкультуру
Путем просвещения.
4. Установить партнерские
С ними отношения.
5. В их собственных возможностях
Поддержкой быть уверенной,
Чтоб атмосфера общности
Сменила недоверие.
Чтобы решать эти задачи, педагог должен научить родителей любить своих детей; окружить их лаской и заботой; понимать их; в своей жизни и поступках быть самими собой, - только так можно помочь быть самими собой и нашим детям; призвать видеть себя творцами, а не надсмотрщиками, стремящимися заставлять детей подчиняться установленным правилам.
Одна из лучших вещей, которую родители могут сделать для своих детей - изо всех сил постараться сохранить молодость души, поддерживая в себе по-детски непосредственное чувство юмора. В отношениях с детьми важно взаимное доверие. И если родители хотят видеть своих детей трудолюбивыми, целеустремленными, настойчивыми, смелыми, добиваться этого словами, какими бы правильными они не были, нельзя. Ребенок должен видеть, как поступают его родители.
Говорят, что в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестер
Весело дружило.
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки.
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
К сожаленью, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями.
Окунуться в мир своей семьи, где из поколения в поколение передается забота и любовь, духовные силы, нравственные устои и традиции рода, - значит признать неоценимую роль народной педагогики. А привлечение старшего поколения в помощь молодым родителям имеет положительные стороны, наиважнейшая из них - искренняя любовь к детям.
Чтобы творчески работал педагог,
С семьей контакт наладить мог,
Для взаимодействия тесного
Есть формы интересные:
Не традиционные, а
Инно-ва-цион-ные!
Слад-шоу, круглый стол и КВН
Хорошее решение проблем.
А школы, клубы, СМИ и интернет
Дадут на все родителям ответ.
Чтобы родители стали проявлять большой интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплоченности в детском саду очень положительно влияет на родителей.
И если всё учесть,
То толк, конечно, в этом есть.
А главное, - есть результаты,
Которым все в итоге рады.
В конце хочется вспомнить народную пословицу:
«Не нужен и клад, коли в доме лад».
Мы желаем…
Каждому дому –
Радость вдоволь.
Каждому дому
Быть обойденным
Обидой, бедою.
Каждой семье –
Над крышей аиста.
Каждой семье
Вдосталь радости,
Жизни - до ста,
Хлеба