Любовь Колесникова
Эссе «Я-музыкальный руководитель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».
А. С. Пушкин
Слова Александра Сергеевича Пушкина, написанные в 19 веке, не потеряли своей актуальности в веке 21, и стали девизом для всей моей деятельности, как музыканта, да и просто, как русского человека.
Публикация «Эссе „Я-музыкальный руководитель“» размещена в разделах
На своих занятиях я знакомлю детей с традиционной русской музыкой, представляю некоторые формы народного театра (театр Петрушки, вертепный театр, ряженье, показываю, что такое традиционная русская одежда. Тема русской традиционной культуры для меня близка ещё и потому, что вот уже более 10 лет я являюсь руководителем семейного фольклорно-этнографического ансамбля «Птица Жар», который занимается изучением и трансляцией традиционной русской музыки, и, в частности, музыки Нижегородского края.
Русская традиционная культура может внести существенный вклад в развитие в человеке творческого и эстетического, духовного и нравственного начал, а также оказывает позитивное психологическое воздействие, ведь каждая культура стремится зафиксировать в фольклоре, эпосе, мифологии тот идеал личности, на примере которого будут воспитываться новые поколения. Фольклор - всё то, что транслирует это обществу не посредством нравоучений, но посредством художественного языка.
Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как связь с жизнью природы. Чем раньше ребёнок приобщается к фольклору, тем глубже и органичнее он постигает и впитывает поэтические основы, ощущает своё единство с природой. Изначально это единство формировалось с самого рождения, под влиянием жизненных условий, колыбельных песен, детской обрядности, первых трудовых опытов. Музыкальное воспитание происходило естественным, органичным образом, от старшего поколения к младшему, ребёнок приобщался к миру музыки не только как наблюдатель, но и как творец.
Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей-потребителей. Используя народный опыт, можно помочь детям и взрослым творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, приобщиться к радости коллективного сотворчества.
Приобщение как взрослого, так и ребёнка, к народным традициям воспитывает здоровую, гармоничную личность. Один из незаменимых материалов для этого – детские традиционные игры, как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.
Важным элементом может стать знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде, его изготовлением и ношением во время праздников, ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, свои понятия о гармонии мира и человека. Ребёнок, воспитанный на подлинно народном отношении к одежде, где каждая деталь полна смысла и значения, сможет впоследствии сознательно противостоять деструктивным влияниям в этой области, господствующим в современной молодёжной моде.
В своей работе я делаю акцент на духовно-нравственные ценности традиционной отечественной культуры, а также на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.
Современному ребёнку, настроенному на исключительность своей особы, непросто принять правила, принятые в традиционной педагогике и культуре. Одна из серьёзных проблем современной жизни – неподготовленность детей к коллективной ролевой деятельности, где успех дела часто зависит от умения участников играть как главные, так и второстепенные роли. Установка на победу любой ценой, исполнение непременно главной роли, неуважение к партнёрам – типичные черты психологии современных детей. Корни этого психологического явления уходят в представление об «успешности», как следствии некоей «удачи», а не труда, напряжения сил и ума. Часто, воспитанные в таких принципах дети, едва столкнувшись с реальной жизнью, испытывают психологические перегрузки.
Опыт использования достижений народной педагогики показывает, что активное освоение традиционной культуры помогает детям выработать индивидуальную жизненную позицию, гармоничное, спокойное отношение к жизни, её трудностям, стремление жить так, чтобы твоё счастье зависело не от «удачи» или «неудачи», а от умения строить свою деятельность.
В современных условиях произошло отторжение человека, особенно городского, от природы, её основ. В связи с особенностями социальной ситуации в стране представляется весьма значимым исследование возможностей психотерапевтического и психолого-педагогического воздействия на личность средствами национального фольклора.