Елена Саламатова
Эссе «Качество образования — качество жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Качество образования — качество жизни
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.
Плутарх
Качество образования – качество жизни.
Я, как педагог, не могу рассуждать о качестве образования, не зная запросов государства, общества, родителей, запросов самого ребенка.
Идея качества образования продолжает сложившиеся веками традиции обеспечения качества человеческой жизни.
Публикация «Эссе „Качество образования — качество жизни“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Для государства качество дошкольного образования – это такая организация образовательного процесса, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка растет в процессе воспитания и обучения, при этом обязательно учитываются его личностные, возрастные и физические способности.
Для педагогов в личностно-ориентированном образовании – это уровень развития личности, ее направленности и способностей.
В культуросообразной модели качество определяется как творчество личности.
Со стороны деятельностного подхода – это объем знаний и умений, полученный в результате воспитания и обучения.
Каким видят качество образования современные родители?
Для одних – это задача краткосрочная и рассчитана на ближайшее будущее ребенка. Они связывают качество с развитием индивидуальности детей и степенью их подготовленности к поступлению в школу. Другие смотрят дальше и стремятся заложить основы в дошкольном возрасте, с тем, чтобы ребенок получил качественное образование в школе, потом в престижном вузе и нашел свое место в профессиональной и успешной жизни, не зависимо от его врожденных физических данных.
А чего ждет от детского сада современный ребенок? Я попыталась спросить об этом у наших воспитанников, и вот, что они ответили: «Хочу, чтоб детский сад был красивым, было много игрушек и друзей, а воспитателем был …» и называют имя своего любимого воспитателя.
Исходя из всего этого, я осознаю, что от меня, как от современного педагога зависит, смогу ли я обеспечить качественное образование каждого воспитанника, выполнить запросы общества, родителей и быть любимым воспитателем.
Для выполнения такой ответственной задачи необходимо иметь высокий уровень профессиональной компетентности, организаторских способностей, умение определять перспективы развития воспитанников своей группы и планировать свою деятельность, выбирая путь, по которому я буду идти вместе с детьми.
Считаю, что современный педагог должен быть заинтересован в повышении своего профессионального уровня, поэтому я стараюсь регулярно посещать курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения, конференции по развитию детей младшего возраста, для того, чтобы быть в курсе всех изменений и новинок в сфере дошкольного образования.
Работая с детьми, обучая их чему-либо, я закладываю «фундамент» на будущее, ориентирую их на определенные цели и достижения. Я знаю, что каждый воспитанник – это личность, которую нужно поддерживать и развивать, начиная с рождения, и, точно, с момента поступления в детский сад, давать необходимые педагогические знания родителям, обеспечивать доступность и открытость воспитательно-образовательного процесса.
Еще один путь достижения качества дошкольного образования – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка, сохранение свободного пространства детства. Часто болеющий, тревожный ребенок редко посещает детский сад, у него не всегда есть возможность получить знания, умения и достаточный уровень общения со сверстниками, необходимые для дальнейшей современной жизни в полном объеме.
Мои воспитанники - разные дети: замкнутые и стеснительные, с выраженным синдромом гиперактивности, часто болеющие, с первыми симптомами нарушения зрения, но все они имеют право на мою любовь и заботу, на качественное образование и общение со своими сверстниками. От меня, как педагога, зависит какие знания и умения они получат в детском саду и дома.
В настоящее время я стала замечать, что у родителей не всегда хватает даже элементарных знаний, которые они получали раньше от старших в семье. Не всегда у родителей есть время выслушать совет педагога, и на мастер-классы не все могут прийти, а вот страничку в интернете можно открыть даже по дороге на работу. Поэтому, кроме традиционных форм я использую инновационные технологии: веду свой мини-сайт в Социальной сети работников образования и страницы групп ГКП и ЦИПРа на Фэйсбуке. Там я размещаю материалы, которые интересуют родителей: игры с детьми, песенки, потешки, как современные, так и те, которыми пользовались наши бабушки и прабабушки. При необходимости отвечаю на вопросы родителей лично.
Мы с вами являемся свидетелями перемен в мире и в России, которые затрагивают и систему образования в том числе. Человечество переходит в цифровую эру, а наши дети уже сразу рождаются «аборигенами цифрового общества», поэтому, мы не можем не учитывать это в нашей работе. Информационно-коммуникационные технологии уверенно входят в жизнь современного детского сада. Пусть у нас пока еще нет в каждой группе по интерактивной доске, но у нас уже есть возможность показать детям, хотя бы в специально выделенных местах то, о чем мы раньше даже не могли мечтать (работу человека в космосе, под водой)
Информационные технологии позволяют перейти на новый уровень анализа, оценки, контроля за качеством деятельности, как воспитанников, так и педагогов. Этим могут воспользоваться современные родители и оценить, например, в личном кабинете в Регистре качества Московского образования уровень достижений своего ребенка.
Однако, не следует забывать, что информационно-коммуникативные технологии не должны полностью вытеснять «живое» общение с детьми и родителями, а быть лишь дополнительным средством для повышения педагогической компетентности родителей.
Я точно знаю, что именно педагог обеспечивает слаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса, которые помогут ребенку найти свое место в жизни, заниматься любимым делом и быть счастливым. А это и есть качество жизни.