Мария Цвелодуб
Эссе «Моя педагогическая философия»
(2 место в районном конкурсе)
«Воспитывая детей,
мы воспитываем будущую историю нашей страны,
а значит – историю мира». Макаренко А. С.
Перед тем, как идти на собеседование по трудоустройству в детский сад, я очень просила Бога, чтобы он помог мне. И так радовалась, когда меня приняли! Я уверена - воспитатель – это мое призвание!
Еще с детства во мне живет психолог, который постоянно требует самоанализа и поиска нового объекта познания, поэтому и эту работу я начала с изучения мыслей воспитателей-новаторов. Ведь я в искусстве «профессионального воспитания» новичок. И каково же было мое удивление, когда я поняла, что основные мысли воспитателей схожи с моими личными. Тут я поняла, что богатый педагогический опыт безусловно важен, но твоя работа не будет эффективной, если в тебе нет того стержня, который закладывается родителями еще в детстве. Разве можно воспитывать в детях любовь к природе, если ты сам не испытывал это чувство? А учить понимать музыку, если сам никогда ей не увлекался? А как можно рассказывать о важности здорового питания, если сам употребляешь только газированную воду и чипсы? В работе с детьми не нужно фальши и притворства, нужно быть такими же открытыми, как они, сохранить в своей душе немного детской непосредственности, чтобы стать им ближе, чтобы понимать их чувства и желания.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Как молодому специалисту мне, конечно же, не хватает педагогического опыта, но как говорится «век живи - век учись». Не смотря на это, у меня есть главные качества педагога : любовь к детям, внимание и желание научиться профессионально работать. В школьные и студенческие годы я была активисткой: увлекалась рисованием, пением, танцами, игрой на гитаре и многим другим. Именно эти знания, а так же мой профессиональный опыт в сфере туризма легли в основу моей дополнительной работы с детьми, стали моей изюминкой. Я стала с упоением знакомиться с методом проектов и взялась за реализацию своего проекта, приуроченного к году культуры в России – «Моя страна Россия». Ведь в детском саду воспитатель – это носитель света новых знаний и открытий. Метод проектов – отличное дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Мне очень нравится, что в основе метода проектов кроме познавательной активности ребенка, есть связь обучения с жизненным опытом маленького человечка, а скучное традиционное обучения можно превратить в интересную деятельность.
Воспитатель – это многодетная мама, а каждая мама любит своих детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами. Вот и я чувствую тепло внутри себя, когда проявляю заботу по отношению к ним и до слез приятно, когда дети обнимают тебя, стремятся что-то рассказать, сделать комплемент, умиляюсь, когда они интересуются каждым твоим шагом.
У каждого человека должны быть принципы, а воспитателю без них никуда, ведь в головах детей должна сложиться определенная система твоих правил. Обязательным условием является соблюдение этих принципов относительно каждого ребенка, чтобы у ребенка не развивался комплекс неполноценности и не появлялись вопросы: «Почему ему можно, а мне нет? Мне сделали замечание, а ему нет?».
Итак, мои принципы работы:
- не навреди;
- уважай детскую индивидуальность;
- старайся не учить напрямую, а создай условия для самообучения и саморазвития;
- советуй и проси, не требуй и не заставляй;
- предъявляя требования к детям, проверяй их на себе;
- создай условия для успеха каждого ребенка;
- увлеки ребенка, привлеки родителей;
- постоянно развивайся сама и ищи новые увлечения.
Воспитатели самые счастливые люди на свете, потому что им каждый день дарят букеты цветов, ведь, как известно, дети - цветы жизни!