Лучший педагог года

Эссе «Моя педагогическая философия».

Полина Андреенко
Эссе «Моя педагогическая философия».

Моя педагогическая философия

Нет, я никогда не мечтала стать воспитателем. Кроме того, я сама никогда не ходила в детский сад, и не знала, что это такое.

Я всегда тяготела к творческим профессиям. Помнится, в школе, я мечтала стать модельером, потом — архитектором, а в 10 классе, сьездив в Вологду и побывав в Москве, я захотела стать ландшафтным дизайнером. Но пошла я по стопам бабушки — поступила в педагогический колледж на специальность «Русский язык и литература». В школе я проработала недолго. Мне нравилась профессия, я была вооружена знаниями, мне было интересно работать с детьми, но я сама еще была ребенком и мне, увы, не хватало опыта работать с подростками. Со школы уходить было страшно: у меня нет знаний в других областях наук, я люблю детей, хочу «сеять разумное, доброе, вечное».

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“,» размещена в разделах

Устроилась работать в открывающийся детский сад. И началась в моей жизни «чехарда». Признаюсь, я не сразу открыла для себя детский дошкольный возраст. Двадцать “чертенят” с визгом носились по группе, двадцать проказников догадались изрисовать стены, я никак не могла уложить этих двадцать шалунов в кроватки.

Но все приходит с опытом. Если сердце открыто детям, то всегда можно подружиться с этими маленькими сорванцами, то все получится. Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. И ни в коем случае нельзя делить их на хороших и плохих. Дети — самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живем. Да, дети разные, и все стремятся показать свой характер. Но ведь это и хорошо. В современном мире нужно уметь отстаивать свое мнение, быть активным и настойчивым, уметь добиваться поставленной цели. В детях нужно воспитывать чувство собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки, учить доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Чтобы вырастить из малыша хорошего человека, патриота соей страны, творческую и всесторонне развитую личность, нужно верить в возможности ребенка и создавать специальные условия для его развития. Необходимо хвалить детей, поощрять, одобрять, создавать игровые ситуации, из которых дети извлекут полезные уроки, поймут, что такое хорошо, а что такое плохо.

На воспитателе лежит огромная ответственность – жизнь, здоровье и развитие детей. Необходимо быть очень внимательным, предотвращать несчастные случаи и негативные последствия. А ребятишки, как известно, большие непоседы. Нужно постоянно объяснять, чем может закончиться та или иная шалость, прививать навыки безопасного поведения. Кроме того, нужно организовать работу так, чтобы ребятишки росли крепкими, здоровыми, выносливыми. Для этого, помимо утренней гимнастики, проводится целый комплекс оздоровительных мероприятий: физминутки и динамические паузы, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, закаливающие процедуры, спортивные развлечения и праздники.

Воспитатель не просто играет с детьми, он развивает детей в игре: развивает речь, мышление, воображение, музыкальные и другие способности, двигательную активность, элементарные математические представления, представления об окружающем мире. Не каждый родитель может похвастаться, что занимается с ребенком. А сколько в настоящее время семей, в которых вообще дети предоставлены сами себе. А воспитатель – это первый после матери учитель, который встречается им на жизненном пути. Необходимо быть чутким к детям, их радостям, чаяниям или обидам, к их нуждам и потребностям.

Как писал В. Сухомлинский, “Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка”.

Воспитание детей в детском саду – сложный, долгий, но вместе с тем очень плодотворный и интересный процесс.

Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребенок талантлив изначально, и наша работа дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения.

Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к миру – к людям, их поступкам, к природе, искусству и т д. И в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем ребенок направит свои знания и способности: на созидание или на расточительство и разрушение. Следует позаботиться о том, чтобы это отношение было:

познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок: я хочу их узнать и разгадать;

бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны: я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

И на занятиях, и в свободной деятельности я воспитываю у детей любовь и уважение к своей семье, к детскому саду, к своему поселку, стране, планете. Учу любить и беречь все живое на земле, восхищаться красотой природы и произведениями искусства, ценить чужой труд. Развиваю у детей интерес к доступным для их возраста явлениям общественной жизни.

Дети не марионетки, они живые, каждый индивидуален, непредсказуем, и не подчиняются написанному плану. Современные дети категоричны и порой бывает трудно заинтересовать их и мотивировать на какую-либо деятельность. Приходиться искать новые приемы. Рассказать, показать, объяснить – этого недостаточно. Важно суметь увлечь и за собой вести каждого ребенка, работать с ним в содружестве и сотворчестве, быть ему во всем примером. Не обучать его, а жить с ним, вселять в его душу любовь и веру. Важно научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.

В своей работе использую технологию проблемного обучения, интегрированные занятия, дифференцированное обучение, приемы развивающего обучения.

Дети обладают неиссякаемой энергией, которую необходимо направлять в нужное русло. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. В своей работе использую все виды игр с учетом возраста детей. Моя задача – развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, воспитатель приобретает возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребенка, учебных заданий. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Излюбленный мой метод — театрализация. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. На занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Взаимодействие детей с такими персонажами, как Незнайка, Карлсон, Буратино помогает стимулировать их мышление, активизирует речь, побуждает последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения. Кроме того, приход на занятие этих героев помогает смоделировать проблемную ситуацию.

Занятия познавательного цикла я иногда провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают: Лунтик – о жизни насекомых, старичок-лесовичок может рассказать детям о жизни леса, Наум-грамотник – о буквах и книгах, смешарик Пин может помочь провести опыты. Также пресонажами театрализации на занятиях могут быть объекты природы – старый пень, камешек, ракушка, шишка, семечка, какое-либо растение, а также предметы обихода, буквы и числа.

Мастерство воспитателя – это не просто счастливые “находки”, это результат кропотливого труда. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии технологий, программ, форм работы, методов и приемов, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

Воспитатель должен много знать и уметь, очень много читать. Перед ним стоит непростая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными, например: быть отличным актером или хорошим певцом. Я, можно сказать, учусь вместе с детьми: учусь петь, танцевать, лепить, творить. Чтобы каждая наша встреча была разной: интересной, запоминающейся, желанной, - приходится постоянно что-то придумывать, уметь перевоплощаться. Актерские данные я стараюсь развивать и в своих воспитанниках. Это поможет им в жизни стать коммуникабельными. Развивается речь детей, воображение, память, обогащается словарный запас. Дети очень любят участвовать в драматизации, особенно русских народных сказок “Репка”, “Теремок”, “Три медведя”, “Маша и медведь”. Посильную помощь нам оказывают родители: изготавливают атрибуты для театрализованной игры, шьют костюмы в уголок ряжения, приносят бросовый материал для изготовления кукол.

Конечно, что-то в работе получается, что-то – нет. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Все познаю методом проб и ошибок. Пробую разные методы, ищу свой индивидуальный стиль. Не все занятия удаются: какие-то моменты выпустишь из виду, каким-то моментам не уделишь должного внимания. Далеко не всегда меня устраивают результаты моей работы. Желая работать с детьми в сотрудничестве, я часто проявляю мягкость, о чем, бывает, жалею. Но самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Работа с детьми приносит как радость, так и огорчения. Главное, не опускать руки, а идти вперед. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь.

Я считаю, что высшее проявление педагогической успешности - это не столько высокие показатели усвоения материала, сколько радость, улыбки детей, полученные на моих занятиях. Стараюсь научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, разбудить любознательность, стремлюсь воспитать взаимопонимание, человеколюбие.

Сейчас я не мыслю себя в другой профессии. Профессия воспитателя творческая, очень интересная. Ты одновеменно и артист, и сценарист, и художник, и поэт, и режиссер. Ты изобретатель. Ты ребенок в душе. И одновременно ты мать всем этим ребятишкам. В твоих силах превратить любое занятие в удовольствие.

В своей работе я придерживаюсь следующих позиций:

я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я есть на самом деле. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности и ошибкам ребенка.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я поддержу ребенка в его усилиях.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Воспитатель постоянно находится в работе, не ограничиваясь семичасовым рабочим днем. Приходишь с работы и вспоминаешь, надо разработать новое мероприятие для детей, или прокт на конкурс, нужно изготовить макет для занятий или атрибуты для игр, нужно обновить музыкальный или какой-другой уголок группы, изготовить развивающую игру. Даже, когда ложишься спать, что-то вспоминаешь или придумываешь, а потом тебе снится детский сад, Васи, Лизы, Дани.

Быть воспитателем — тяжелый труд. И, читая газеты, смотря телепередачи, мне всегда становится обидно: чем работа чиновников полезней или ответственней нашего труда! Чиновники принимают законы, дабы улучшить жизнь страны, строить ее будущее. А мы, педагоги, воспитываем подрастающее поколение, формируем личность людей, которым предстоит жить в нашей стране, таким образом, тоже строим будущее России. Почему же тогда наш труд так мало ценят?

Будущее во многом зависит от нас: учителей, педагогов, воспитателей. Кого мы выпустим во взрослую жизнь: будущих политиков, ученых, врачей, геологов, учителей, военных, рабочих, и просто, каких ЛЮДЕЙ?.

Публикации по теме:

Профессия родом из детства Профессия родом из детства В каждом человеке есть солнце Только дайте ему светить. Сократ Я часто задаю себе вопрос: кем ещё я могла бы.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» «Моя педагогическая философия» Я – педагог! И это прекрасно! И пусть для меня до конца не все ясно, Пусть воспитателем сложно работать,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия».
Опубликовано: 28 мая 2013 в 10:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД