Татьяна Черноносова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
УЧАСТНИКА РАЙОННОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2015»
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» Шостакович Д.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Природа позволила человеку слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, глоссам птиц и животных, таинственным шорохам леса, завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать, и рождалась музыкальность - свойство, данное человеку природой.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Еще в древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств и заболеваний сердечно- сосудистой системы.
Музыка издавна влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в древнегреческой школе Пифагора проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыка… Еще с раннего возраста я проявляла к ней большой интерес и могла точно интонировать мелодии. Любовь к ней привила с детства моя мама, которая обладала красивым колоратурным сопрано. Она пела мне колыбельные песни, народные песни. Именно она и укоренила тот музыкальный росток, из которого выросла я, развилось мое творчество. В пять лет я уже умела читать, и была активным пропагандистом песенного искусства! С детства я пела везде и всюду! Я устраивала концерты, мне аплодировали зрители! Я так старалась! Мои любимые песни «С чего начинается Родина?», «Наш сосед», «Оранжевая песенка», «Валенки» так и остались звучать во мне, как эхо золотого детства.
В пять лет на день рождения мне подарили пианино и я пошла в музыкальную школу…Затем я закончила училище, где научилась играть и на аккордеоне…
Специальность, связанную с музыкой, я выбрала по велению своего сердца. Именно, уча детей великому искусству – музыке, вкладывая в них часть своей души, неся детям радость открытий своей профессией, создавая у них положительные эмоции, которых так порой не хватает им сегодня, я по-настоящему счастлива!
Не нужно спорить с утверждением, что все дети талантливы. Наиболее благоприятного периода развития музыкальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить! Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст еще и фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
День за днем я веду малышей за руку по стране музыки, входя в музыкальные образы, сказочные персонажи, знакомя детей с музыкальной культурой России и других стран. Моя задача - проникнуть в удивительно хрупкий мир, познать ребенка, как личность и как можно больше развить музыкальные способности в каждом ребенке, привить любовь к музыке, воспитать гармоничную личность. Мне так хочется защитить каждого ребенка от совершения им плохих поступков, от невежества. Художественно –эстетическое воспитание играет важную роль в образовательной программе дошкольников.
Утро… Иду в детский сад на работу. Со всех сторон ко мне подбегают мои воспитанники с вопросом: «А у нас сегодня будет музыкальное занятие?» Какие искорки я вижу у них в глазах! А сколько радости от моего положительного ответа!
Если дети на занятии работают с увлечением, это тоже показатель успешности моей педагогической деятельности. Обязательно перед каждым занятием для себя я провожу небольшой аутотренинг – настрой. Все отрицательное и негативное отбрасываю далеко! Никогда я не прихожу к детям на занятие с плохим настроением! Ведь это сразу передается детям, тогда успешных результатов работы не жди!
Музыкальное приветствие, а дальше – увлекательное путешествие в мир музыки. Начинаем распеваться – обязательная иллюстрация к попевке – яркая, красочная, призывающая: «Спой меня!» Идем по полутонам вверх, затем вниз. Внимательно вслушиваюсь в голос каждого ребенка. Пусть иногда не музыкально, но он старается, поет (Ах, какая умница Машенька, как точно научилась интонировать мелодию за последний год)
Разучиваем детскую песню… Как мудрый педагог знаю, что нужно спеть и сыграть на инструменте детям песню так, чтобы они захотели ее непременно выучить, чтобы песня затронула струны их души, чтобы они спели ее на празднике для своих родителей! Разучивая песню, помню, что правильное положение корпуса у ребенка помогает хорошему исполнению песни. Поэтому всегда повторяем правила пения в стихотворной форме. Песню вначале учим в спокойном темпе, для более правильного произношения слов. Учим по строчке. Провожу игру «Эхо»,я пою строчку – дети повторяют за мной. Слежу за дыханием, звуковедением, правильным интонированием (Ох, Максим, и где же тот медведь ходит? Ни одной правильной ноты…Но ты все равно молодец! Потому что ты стараешься, учишься и это меня радует тоже. Количественные накопления рано или поздно перейдут в качественные. Для этого нужно время и терпение.)Когда вся песня выучена – можно «блеснуть» ею на праздничном утреннике перед родителями…
Очень нравится детям слушать музыку. Как хорошо, что программа «Гармония» в детском саду детям для слушания предлагает много классических произведений великих русских и зарубежных композиторов! (Думаю, что дома родители с детьми редко слушают классику.) Ребята внимательно следят за тем, что происходит в музыке от начала до конца! И музыка награждает их, подарив им новые чувства, новые настроения, возможно и никогда не испытанные. Какие эмоции я вижу на лицах детей, когда мы слушаем музыкальные произведения П. И. Чайковского, Э. Грига, С. Прокофьева, А. Вивальди, Г. Свиридова, И. Штрауса, В. Моцарта. Эти композиторы, словно художники кистью нарисовали музыкальными красками интересные картины из жизни детей, взрослых, природы, животных, сказочных персонажей…Как же можно не полюбить яркие альбомы - «Детский» и «Времена года» нашего великого музыкального гения –Чайковского? Считаю, что просто нужно чаще обращаться к классическим музыкальным произведениям, чтобы вырастить из ребенка яркую и гармоничную личность. Конечно, в дальнейшем музыкальные интересы у воспитанников будут разносторонними (что определяет разные стили и жанры, модные тенденции, но любовь к классике у многих останется на всю жизнь.
Музыка и движение. Танцевать любят все дети, начиная с ясельного возраста. Движения, органически связанные с музыкой, ее характером, способствуют оздоровлению организма, овладению ритмической пульсацией, выработке красивой осанки. Танцы всегда сопровождаются эмоциональным подъемом. А если польку разучивает вся группа (да еще и подготовительная, то эмоции радости захлестывают через край. Здесь вихрь танца захватывает всех. Одна пара танцует лучше другой… Конечно, мною отмечаются самые грациозные пары. Дети, если хотите, испытывают гордость, когда я их хвалю, и глаза их светятся счастьем…
Игра на детских шумовых инструментах - источник радости для каждого ребенка, кроме того, этот вид деятельности является большим воспитательным и образовательным средством: развиваются слух, музыкальная память, чувство ритма. Дети внимательно меня слушают и запоминают, каким инструментам и когда вступать, помогают друг другу, подсказывают ритм. Трещотки, бубны, маракасы, треугольники, бубенцы, барабанчики, свистульки, деревянные ложки, металлофоны – любимые инструменты детей, Звенящие и стучащие, гремящие и свистящие, а все вместе – ансамбль, одно единое целое…
Игра – любимое занятие детей! Музыкальные игры нравятся всем! И детям и взрослым! Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.
А праздники в детском саду! С каким нетерпением ждут их дети! Сколько радости приносят выступления друзей – одногруппников. Обязательные на каждом празднике – сюрпризность, неожиданные выступления взрослых,встреча с любимыми персонажами сказок, веселые игры и конкурсы…Ведь праздник действительно является средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребенка! Он будит в душе ребенка интерес к окружающему миру, воспитывает чувство любви к Родине, к матери, к труду, уважение к людям! Каждый ребенок на празднике стремиться раскрыть все свои музыкальные способности и таланты. Составление интересного сценария праздника, главная роль в котором отведена детям – одна из моих важнейших задач.
Конечно, не все мои воспитанники выберут профессию, связанную с музыкой, не все станут «музыкальными звездами»,но их любовь к музыке, желание заниматься дальше в школе искусств пением, танцами или игрой на фортепиано тоже являются моим достижением.
Совсем недавно открыла еще одну «звездочку» – Семена С. из подготовительной к школе группы. Мальчик чисто звонко поет, заливисто свистит на свистульке – птичке, увлекся игрой на фортепиано, сейчас мы с ним играем в четыре руки – готовимся к выступлению на выпускном.
Идет время…Выросли мои первые воспитанники… И очень приятно, что среди них есть люди, чья профессия связана с музыкой. Пусть все те занятия, что я провела для детей останутся в их душе на долгую жизнь добрым и музыкальным эхом из детства. Пусть музыка развеселит детей в минуты радости, поможет и утешит в минуты горя.
И уже дети моих первых воспитанников приходят в детский сад и бегут ко мне с вопросом: «Татьяна Владимировна! А у нас будет музыкальное?» И я отвечаю «Будет, мои хорошие, мои дорогие девочки и мальчики, ведь я и вы – одно целое!» Не представляю себя в другой профессии. Хочу закончить свое эссе великой цитатой Конфуция: «Занимайтесь любимым делом, и тогда вам не придется работать ни одного дня в своей жизни!»
Музыкальный руководитель Татьяна Черноносова.