Донченко Елена Анатольевна
Эссе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Жил-был мальчик по имени Илья.
Как-то раз, укладывая сына спать, мама спросила:
- Сынок, а кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
- Ну, не знаю. Может спортсменом или врачом.
- А может, ты станешь музыкантом? – спросила мама.
- Только не музыкантом, ответил Илья, это так скучно и неинтересно!
Глаза его закрылись и он заснул.
И тут он увидел странный сон. Ему снились ноты. Они, словно скворцы на телеграфных проводах, сидели на тетрадных линейках. И каждая пела на свой лад:
Публикация «Эссе музыкального руководителя» размещена в разделах
«До-о! Рэ-э! Ми-и! Ля-ля!». Их голоса соединились в красивую нежную мелодию и перенесли Илью на цветочный луг, где росли синие колокольчики и желто-белые ромашки. Илье сразу же захотелось поискать землянику, которая пряталась тут и там в траве.
*
Затем в звуках мелодии Илья услышал шум падающей воды. Он побежал на этот звук и увидел водопад – настоящий водопад, а не пластмассовые горки в бассейне. На берегу лежала резиновая лодка. Илья сел в нее и оттолкнулся веслом от берега. Это был захватывающий спуск, от которого сердце забилось в груди, а мир стал ярче и звонче.
*
Ноты завертелись, закружились, подхватили мальчика и перенесли его на лесную полянку, откуда доносилась чудесная музыка.
*
Лес пел и шелестел.
Все звуки слились в общем хоре, лилась чудесная волшебная музыка. Пела и душа мальчика, наполняясь счастьем и радостью.
Утром, когда мама вошла в комнату Ильи, чтобы разбудить его, он уже не спал. Глаза его сияли, и он счастливо улыбался.
- Мама, вчера ты спрашивала, кем бы я хотел стать. Теперь я знаю – я буду музыкантом!
Нет ничего прекраснее на свете,
Мечты о музыке,
Подаренной всем детям
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда.
Если бы когда-то мне сказали, что я буду музыкальным руководителем, я бы не поверила.
Еще в дошкольном возрасте, а оно у меня началось очень рано, я отличалась музыкальным слухом среди сверстников, умела петь. Не могу оценить насколько хорошо, но музыкальный руководитель часто мне поручала главные роли. Сейчас я все больше и больше убеждаюсь в том, насколько сильна детская память, пусть эпизодично, но ярко и, наверное, навсегда. И в моей памяти таким светлым пятном, как фотография, стоит образ музыкального руководителя моего детского сада. Тогда мне казалось, что она необыкновенная, ни как все взрослые. Высокая, стройная, пышные темные волосы и красивые пальцы. Почему пальцы?
Платья снежинок, сшитые мамами из марли и накрахмаленные до состояния плотной бумаги, моя корона принцессы, роль солнышка, до сих пор в памяти. И почему именно страницы раннего детства так надолго запечатлелись? Наверное, никто не сможет разгадать этот секрет природы. Может быть, именно детские впечатления от музыкальных занятий стали ступенькой для дальнейшего занятия музыкой. А занятия переросли в профессиональное отношение к музыке. Я стала музыкантом. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, затем музыкальное училище поступила в институт. И вот после стольких лет обучения мне присвоена специализация преподаватель. Выбирай где и кем работать. Но сложилось так, что мне пришлось переступить порог детского сада, думала, что ненадолго, а оказалось навсегда.
Как же было страшно первый раз входить в музыкальный зал. Эти двадцать пар открытых, испытывающих тебя детских глаз. Примут ли они тебя, как встретят?
Я работаю музыкальным руководителем. А что значит музыкальный руководитель в детском саду? Сколько новых способностей раскрыла во мне эта профессия! Специальность музыкального руководителя уникальна тем, что в ней объединены разные профессии: музыкант и художник, сценарист и режиссёр-постановщик, костюмер и актёр, скульптор и декоратор, певец и хореограф, гримёр и звукооператор, философ и учёный. Он занимается дизайном музыкального зала, пишет сценарии, проводит многочисленные праздники. А сколькими видами деятельности необходимо овладеть в процессе музыкального и общего развития детей: это слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, театрализация, игра. Мой многолетний опыт позволяет мне сделать вывод о том, что работа с детьми во всех этих видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без которого невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересен, профессионально - грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду.
Каждый день, проведённый с детьми, побуждает меня к поиску новых идей, стимулирует к повышению уровня мастерства, чтобы в дальнейшем наслаждаться результатом своих достижений и радоваться успехам воспитанников. Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. Дошколята – пытливый «маленький народ». Они всегда требуют нового, интересного им, эмоционального. Поэтому, всегда приходится идти в «ногу со временем», искать новые методы, подходы, технологии. Этого требует и современная жизнь, и современное образование. Главная задача музыкального руководителя ДОУ развитие музыкальных способностей у детей. Я стараюсь научить их воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь, танцевать, научить самовыражению, умению проявлять свою неповторимую индивидуальность, творить прекрасное. В этих целях включаю в свою педагогическую практику такие инновационные методы и технологии, как: разработки Т. Т. Тютюнниковой – элементарное творческое музицирование; танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г. Сайкиной; здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые, дыхательные гимнастики, логоритмику. Моими приоритетными направлениями в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является музыкально-театрализованная деятельность. На данный момент времени, в связи с современными образовательными требованиями, в режиме перехода работы на ФГОС ДО, изучаю метод проектирования для применения в своей образовательной работе с детьми.
Конечно, роль музыкального руководителя, не ограничивается развитием музыкальных, творческих способностей детей. Средствами музыки формируется, активизируется и познавательная деятельность дошкольников, происходит становление социально-нравственной стороны будущей личности. Я стараюсь вложить в своих воспитанников основы человеколюбия, справедливости, любви и привязанности к близким людям, к родному краю, к своей Отчизне. В связи с этим, включаю в свою работу с детьми произведения, соответствующей направленности, как традиционные, так и не традиционные музыкальные досуги, праздники, развлечения, концертные программы: «День защитника Отечества», концерт ко «Дню матери», развлечения и праздники «Масленица», «День Земли», «День Победы» …. С этой же целью осуществляю сотрудничество с окружающей ДОУ социальной микросферой – общественными учреждениями культуры: местный «Центральный дом культуры» (дети получают возможность не только пообщаться со сверстниками, но и продемонстрировать свои знания, умения, артистические способности, с Домом культуры №1.
Ежедневно, собираясь на работу, невольно задаё шь себе вопросы: Что ждёт меня сегодня? Как встретят и оценят меня малыши? Как пройдёт разучивание нового танца со старшими воспитанниками? Удачно ли пройдёт репетиция музыкального спектакля с участием старших воспитанников и педагогов? Ответы на все эти вопросы я получаю уже в процессе работы или в конце рабочего дня. Иной раз, самостоятельно найти ответы на возникшие вопросы не удаётся, тогда я прибегаю к помощи коллег, ищу ответы в литературе, тем самым, повышая своё самообразование, что является непременным условием профессионального роста любого педагога.
В современной системе образования, повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом в течение всей его деятельности. Педагогом с большой буквы, может называться только тот человек, который постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. Музыкальный руководитель учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.
К музыкальному руководителю дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня музыкального руководителя.
Размышляя о своей профессии, я пришла к выводу, что я стою у истоков зарождения личности ребёнка. От меня зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества его личности: душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному. Надолго остаются в памяти первые встречи с малышами, кода они ещё впервые пришли в детский сад. В этот трудный адаптационный период для ребёнка необходимо спланировать музыкальную деятельность таким образом, чтобы, забыв огорчения и разлуку с близкими ему людьми, он смог погрузиться в атмосферу радости, восторга. В наш современный век компьютеризации, инноваций, усовершенствования программ и требований к ним, в детский сад приходят совсем другие малыши: современные, развитые, активные, но есть то, что объединяет детей прошлых лет и современных малышей – это желание чувствовать любовь, заботу, ласку со стороны взрослого человека, который в данный момент заменяет ему маму! И это чувство несу на протяжении многих лет моей работы.
В постоянном поиске новых открытий для себя и своих воспитанников в волшебный чудесный мир музыки, незаметно летит время. Смотришь, а твои малыши уже выросли, и готовы «встать на крыло». На выпускном вечере я испытываю радость за то, что дети повзрослели, гордость, за то, что музыка стала частью их жизни, грусть, потому что расставание – это всегда грустно, а тем более, если расстаёшься с полюбившимися тебе непоседами. Но в большей степени я испытываю удовлетворение от своей профессии.
Я убеждена, что профессия музыкального руководителя самая лучшая на свете! Музыкальный руководитель – это человек, который вселяет в душу ребенка надежду и уверенность в собственных силах, помогает девчонкам и мальчишкам в дальнейшем добиться успеха. Какое счастье осознавать, что в моей профессии воедино соединены два самых больших чуда, на мой взгляд, - Дети и Музыка!
И пусть мои воспитанники не станут выдающимися композиторами или вокалистами, главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать, видеть прекрасное вокруг себя, людьми, способными дарить своё творчество, радость другим, приносить пользу родному краю, своему Отечеству – научатся величайшему из искусств – искусству жить на земле.
Наверное, так распорядилась судьба, что я стала музыкальным руководителем. И спасибо ей за это!
Свое эссе хочу закончить словами.
Мир детства сладостен и тонок
Как флейты плавающий звук
Пока смеется мне ребенок
Я знаю, что не зря живу
Твердят друзья: «Есть нивы – тише»
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек
Как собственных детей люблю.
И каждый день, как на премьеру
Вхожу в оживший детский сад
Иду сюда не для карьеры
Здесь каждый мне ребенок рад.
Поднята крышка пианино
Аккорд! И музыка взвилась!
У всех, кто не проходит мимо
Душа запела, завелась!
А у детей глазенки загорелись
Румянит щечки музыки волна
И вот они задвигались, запели,
А я безмерной радости полна
Я – маг, я музыки ваятель
И так на протяженье лет
Судьба моя – я музыкальный воспитатель
Нет лучшей доли на земле.