Получи документы

Эссе «Воспитание — это искусство или ремесло?» к конкурсу «Учитель года-2020»

Любовь Архипова
Эссе «Воспитание — это искусство или ремесло?» к конкурсу «Учитель года-2020»

Освоение ремесла – это первый необходимый шаг на пути к искусству. Любой ремесленник может стать человеком искусства, если внутри него живет желание к созданию прекрасного и умение делать то, чему его научили. И только от нас зависит, останется ли наша профессия ремеслом или она станет искусством. Сократ говорил: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Где же находится граница, между ремеслом и творчеством? Творчество – это передача ценностей через деятельность, а ремесло – это деятельность ради конкретной выгоды, но прежде чем достигнуть вершин творчества нужно годами оттачивать мастерство.

Публикация «Эссе „Воспитание — это искусство или ремесло?“ к конкурсу „Учитель года-2020“» размещена в разделах

Не всякому дано стать мастером высокого класса, но само стремление к мастерству, вдохновение, одержимость таким стремлением должны определять характер труда воспитателя. Вдохновлять может лишь тот, кто вдохновляется сам, кто обладает способностью вдохновляться, способностью, которая вырабатывается, а не «ниспосылается свыше». В моей жизни было много хороших воспитателей, которые сформировали мое мировоззрение, отношение к жизни и к людям. Они заложили основы для будущего развития моих способностей.

Я считаю, что главная задача воспитателя — воспитание тех чувств, черт характера, жизненной позиции, которые помогут детям найти себя в жизни, не потеряться в ней и, при этом, сохранить в себе то, что отличает человека от всего остального живого мира — нравственность, духовность, сопереживание, человечность. Воспитание детей сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Воспитывать это значит творить.

Толстой говорил, что воспитание это искусство, а не ремесло. В чем же заключается различие этих двух понятий? В том, что воспитание является творчеством, я конечно уверена. Для того чтобы воспитание было искусством нужно достичь высокой стадии мастерства. Прежде всего, нужно освоить ремесло, т. е. необходимую базу. В современном мире для того, чтобы быть воспитателем мало просто передавать накопленный опыт, мало прочитать методики воспитания, которые давным-давно придуманы и разработаны гениальными педагогами, прописаны в большом количестве книг, всего этого мало для того чтобы быть хорошим воспитателем. Нужно отдавать своему делу частичку себя, частичку своей души. Прочитав и изучив не малое количество книг можно строить воспитание на полученной из учебников базе, но для того, чтобы воспитание было целостным продуманным и главное результативным необходимо, чтобы воспитатель вкладывал в процесс поток мыслей, чувств, эмоций, сколько позволяет его гениальность. А это и есть искусство! Творчески работающий воспитатель никогда не пользуется шаблоном и не передаёт механический материал, изложенный только в учебнике. Он воспитывает с воодушевлением, пробуждает и все время поддерживает активный интерес у детей. Нет конкретных рамок и схем, по которым нужно воспитывать детей. Есть только сам воспитатель, его творческое начало, его желание, любовь к своему делу и, в первую очередь к детям.

В нашем деле нет мелочей, и как личность воспитатель воспринимается в целом. Своим характером, поведением, своими суждениями воспитатель оказывает колоссальное воздействие на детей.

Искусство быть воспитателем так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в самых невероятных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. И как подметил С. Соловейчик: «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к общению, к признанию равенства душ». Сама профессия требует, чтобы воспитатель осмыслил себя в трех «измерениях» : как человеческую личность, как учитель, как специалист. Только воспитатель, который в совершенстве знает свое дело, способен увлечь и организовать детей. Конечно, ему необходимы и многие другие качества, но условие образованности, осведомленности, знание материала, это условие исходное. Мастерство зависит не только от знания материала и владения методикой, но и от душевного склада воспитателя, который должен обладать мудростью бережного и чуткого отношения к детям. Говорят, что на инженера можно обучиться, а воспитателем, мастером своего дела, надо стать.

Учить – значит учиться. Нам необходимо не только основательно знать свое дело, но также интересоваться всем, что больше всего волнует людей в области развития искусства, науки, техники, спорта.

Быстротекущая жизнь побуждает нас развивать и совершенствовать свой труд. Многие новинки становятся достоянием детей. И если воспитатель откажется от стремления искать и творить, его труд будет ему в тягость, станет для него мучительным.

Находящийся в состоянии поиска воспитатель повышает свой теоретический и методический уровень, у него появляется желание к самоанализу и стремление обмениваться опытом с другими.

Воспитатель – это еще и учитель. Опытный воспитатель знает, что достаточно крикнуть один раз и уже придется кричать постоянно. Крик – первейшее свидетельство бессилия, неопытность воспитателя. «Не может воспитывать других тот, кто не воспитывает себя». Эти слова принадлежат знаменитому польскому педагогу Янушу Корчаку. Надо учиться выдержки, самообладанию, умению пользоваться тоном, то есть воспитателю надо серьезно заниматься своей личностью. Работа по нравственному самосовершенствованию продолжается всю жизнь. С исчезновением этого начинается творческое увядание, появляется чувство разочарования, недовольства собой, своей профессии.

Около меня каждый день – дети. Каждый из них своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, радостей, тревог, интересов и забот. Я получаю большое удовольствие от того, когда вижу улыбки детей, их интерес к изучению нового.

Надо любить детей, не лишая их права оставаться детьми, т. е. любить их со всеми недостатками, шалостями и капризами. Нельзя ликвидировать в детях шалунов. Что бы ребёнок ни натворил. Это попытка обратить на себя внимание. Многие ситуации можно решить с помощью ласки, шутки, сказки, притчи. Без наших ласковых слов детям всё равно, что без солнечного света. Я воспитываю детей с радостью : передаю свой оптимизм, жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника; учу ребят и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом. Самое главное, чтобы дети были как можно подальше от полюса зла. Я убеждена, что в каждом человеке существуют две половинки белая и чёрная и побеждает та, которую ты кормишь. Жан- Жак Руссо считал, что ребё нок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они с ним будут хороши. Я стараюсь сделать все для того, чтобы дети поняли, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Ведь дети изначально несут в себе эту искру великодушия. Вспомним детское доверие, искренность, чувство солидарности, сопричастности ко многому, детское милосердие. Я люблю своих детишек, верю в них, помогаю им быть добрыми и великодушными.

Я думаю, что освоение ремесла – это первый, необходимый шаг на пути к искусству. Любой ремесленник может стать человеком искусства, если внутри него живёт жажда к созданию прекрасного.

И только от каждого из нас зависит, останется ли наша профессия ремеслом или она станет искусством.

Следовательно, главным качеством воспитателя является «умение проникнуть в духовный мир ребенка». Процесс воспитания может строиться только на взаимном уважении воспитателя и ребенка. Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это умелец и творец, вдохновенный и вдохновляющий. Если воспитатель не стремится к творческому труду, он лишает себя той радости, которую этот труд способен доставить. Такова природа и специфика деятельности педагога, мастера своего дела.

Публикации по теме:

Эссе к конкурсу «Воспитатель года» Здравствуйте, меня зовут Оксана Николаевна. Это мой поселок обычный, красивый. Это мой детский сад и мои дети. Детский сад - это вторая.

Видеовизитка «Воспитатель года-2020» муниципальный этап 1. Общие сведения Митрофанова Валерия Владимировна Муниципальное образование Каневской район Населенный пункт станица.

Визитная карточка для конкурса профессионального мастерства «Учитель года» в номинации «Воспитатель года» (Слайд 1 – титульный) Улыбнулась мне в жизни удача, Благодарна за это судьбе. Знаю я: не могло быть иначе В этом мире, на этой земле!» Мне.

Эссе «Я — учитель» ЭССЕ «Я-учитель» Хасанова Алсу Абузаровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г. Альметьевск, Республика Татарстан.

Эссе «Я — учитель» Мы все бежим, торопимся. И некогда остановиться и посмотреть в глаза тем, ради кого собственно, весь этот бег, тем, ради кого я – учитель.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед!» "Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится.

Эссе «Моё призвание — учитель!»Эссе «Моё призвание — учитель!» Описание: данный материал может быть использован для портфолио учителя начальных и средних классов, и как работа на конкурс профессионального.

Эссе к конкурсу «Учитель года» «Умен ты или Глуп, велик ты или мал, Не знаем мы пока Ты слова не сказал!» Саади Будучи девчушкой семи лети, я и не представляла, что.

Эссе «Учитель растет со своим учеником» Эссе на тему «Учитель растет со своим учеником» «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека Зимнее утро, спешу на работу. Торопливо шагая по.

Видео и фотоотчет о занятии к конкурсу «Учитель-дефектолог-2019»Видео и фотоотчет о занятии к конкурсу «Учитель-дефектолог-2019» Здравствуйте меня зовут Белоусова Ани Хачиковна я работаю педагогом в детском доме интернате для умственно отсталых детей, уже на протяжении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Воспитание — это искусство или ремесло?» к конкурсу «Учитель года-2020»
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 14:40
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД