Получи документы

Эссе на тему: «Как построить работу в дошкольной организации с опорой на самоценность дошкольного детства?»

Оксана Проскурина
Эссе на тему: «Как построить работу в дошкольной организации с опорой на самоценность дошкольного детства?»
▼ Скачать + Заказать документы

Умейте открыть перед ребенком в

окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед ним всеми цветами радуги.

В. А. Сухомлинский.

Данная тема является очень значимой в связи с тем, что процесс воспитания и образования дошкольников претерпевал разные периоды коррекции и изменений во время становления нашего общества, но мнение о детстве оставалось единым и неизменным, этот период в жизни человека – самоценен. Идею о самоценности детства впервые высказал ещё Ж. -Ж. Руссо, её придерживались К. Вентцель, Я. Корчак, А. Валлон, П. П. Блонский и др. Уже в одной из первых книг, посвящённых детству («Введение в дошкольное воспитание», талантливый педагог и психолог П. П. Блонский утверждал: «Единственно правильное воспитание – естественный рост душевных сил ребёнка, которые сообразуются с природными задатками ребёнка». Он настаивал на том, что ребёнок должен быть воспитываем как ребёнок, считал необходимым дать возможность его детству проявиться во всём своём объёме. «Мы должны, – убеждал прозорливый и мудрый учёный, – в каждом периоде обращать преимущественно внимание на то, что соответствует специфической восприимчивости данного периода, иначе мы рискуем навсегда упустить благоприятный момент».

Публикация «Эссе на тему: „Как построить работу в дошкольной организации с опорой на самоценность дошкольного детства?“» размещена в разделах

Эти мысли перекликаются с идеями А. В. Запорожца, высказанными им в русле разрабатываемой детским психологом концепции амплификации (обогащения) детского развития. Суть её в том, что каждый возраст имеет свою специфическую, непреходящую абсолютную ценность для развития индивида, вносит особый вклад в становление личности. Психолог выступал против неразумной торопливости, искусственного форсирования, акселерации детского развития. Идея о возрастной сензитивности, самоценности детства получила своё дальнейшее развитие в его работах. Согласно концепции, предложенной А. В. Запорожцем, при организации дошкольного воспитания необходимо: учитывать не только то, что ребёнок данного возраста может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и душевных сил это от него требует; сосредоточить усилия на воспитании, прежде всего тех качеств и процессов (наглядно-образного мышление, творческое воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям и т. д., которые наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве и войдут затем в комплекс зрелой личности; предусматривать, при каком режиме работы и при использовании, какого рода специфических для данного возраста видах детской деятельности наиболее успешно усваиваются новые знания и формируются новые физиологические и психологические функции.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Я полностью согласна со словами А. Г. Асмолова, ФГОС обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Самоценность детства – рассматривается как период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку». При этом работа по обеспечению равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу заключается не в целенаправленной подготовке к школьному обучению дошкольников, а в создании условий для общего развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, одним из результатов которого является полноценная готовность к школе.

Сегодня главными критериями дошкольного образования являются социализация и индивидуальное развитие ребенка. В детском саду ребенок впервые сталкивается с «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения. Именно здесь формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Решается одна из важнейших задач дошкольного образования – введение ребенка в мир культуры, приобщения к окружающему социальному миру: семьи, общества, государства, социокультурным ценностям нашего народа.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности ребенка и выстраивать для него индивидуальный путь развития, то есть найти такое содержание, такие способы, методы и приемы, с помощью которых он поможет ребенку развиться, открыть какие-то его способности, преодолеть проблемы, сформироваться личности ребенка, как носителя ценностных установок современного мира.

При этом необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

С выходом стандартов дошкольного образования детские сады получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы. Технологии, методики которых в наибольшей степени должны соответствовать потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива (в познавательном, художественно-эстетическом, физическом, социальном развитии, включая коррекционную работу или инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программы должны быть ориентированы на родителей детей, доступны для ознакомления и реализовываться при тесном взаимодействии родителей с педагогами дошкольного учреждения.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Ведь игра является основным видом деятельности ребенка дошкольника. Поэтому методики и технологии работы с дошкольниками следует вести на игровом уровне, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой и осуществляться в основных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная, двигательная.

Возникает необходимость организации развивающей предметно-пространственной среды, в которой ребёнок, играя, мог бы познавать, изучать окружающий его мир такой новый неизвестный и очень интересный для него. Ведь современный ребёнок очень любознателен, обладает пытливым умом и жаждой познания мира взрослых. При вариативности образования в условиях «разнообразия детства» основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

При этом особое внимание нужно уделять развитию мотивационной сферы (потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов «зачем?», «почему?», желание и потребность в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.). Результатом должна стать социализация детей, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.

Нужно направлять ребёнка на развитие его личностных качеств (быть добрым, внимательным, ласковым к своим родителям, внимательным ко всему окружающему в том числе и к природе, уметь общаться со своими друзьями и в том числе с окружающими его взрослыми). Развивать толерантность, но не в терпении, а в миролюбии к окружающему миру.

Но не надо забывать о том, что детство - это этап развития ребёнка. «Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

Таким образом, пребывание в детском саду должно обеспечивать всестороннее личностное развитие ребенка, открывать возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. Не забывая о том, что период дошкольного детства является для ребёнка очень важным, насыщенным и базовым. В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Забота нас взрослых – способствовать полноценному проживанию ребёнком этого, так значимого для человека периода – детства.

Список использованной литературы

1. Детство как социокультурный феномен: [материалы «круглого стола» в Федеральном институте развития образования, выступл. А. Г. Асмолова] // Образовательная политика. – 2010. - № 5–6. – С. 98.

2. Иванцов, А. А. Современный учитель и творческое наследие П. П. Блонского / А. А. Иванцов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: образование и педагогические науки. – 2007. - № 531. – С. 125 – 134.

3. Парамонова, Л. А. Теория А. В. Запорожца об амплификации детского развития / Л. А. Парамонова // Актуальные проблемы образования и науки. – 2016. – С. 152 – 156.

4. ФГОС ДО: стандарт поддержки разнообразия детства : [материалы видео

лекции, лектор Волосовец Т. В. ] Ресурсы образования ЗАО «МЦФЭР». – 2016.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, М. : Центр педагогического образования, 2014. – 30 с.

Публикации по теме:

Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых.

ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О. Н. Петрова Муниципальное бюджетное дошкольное.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Управленческая культура руководителя дошкольной организации Конкурс "Педагогический дебют - 2016" Во все времена управленческая культура руководителя имела особую ценность. В настоящее время это особенно.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи как исполнителя некоторых специфических.

Эссе «Почему я выбрала работу воспитателя?» ЭССЕ «ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ – ВОСПИТАТЕЛЬ? Почему я выбрала эту профессию? Помню, в детстве я была в театре, мне так захотелось стать.

Эссе «Как я внедряю ФГОС в свою работу» Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говориться в ФГОС. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». (Всемирная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе на тему: «Как построить работу в дошкольной организации с опорой на самоценность дошкольного детства?»
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 18:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе на тему: «Как построить работу в дошкольной организации с опорой на самоценность дошкольного детства?»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Проскурина (УИ 277504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД