Лучший педагог года

Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО

Марина Ерлупина
Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО

Подготовила: воспитатель Ерлупина М. М.

МБДОУ детский сад №36 «Ягодка».

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Публикация «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО» размещена в разделах

Раннее детство является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные качества характера, определяющие дальнейшее развитие. Оно охватывает период жизни ребенка от года до трёх лет и отличается насыщенностью в овладении знаниями, умениями и навыками. Это возраст активного накопления словарного запаса, в том числе постепенный переход с пассивного на активный словарь. Это же и сложный кризис 3-х лет «Я сам». Дети в раннем возрасте, по своему развитию, не имеют подобной глубины и темпов в последующие периоды своего взросления. Любая деятельность малышей подчиняется одной главной и ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Развитие, а также воспитание детей раннего возраста опирается на личностно-ориентированный подход, организации в ДОО условий, создающих благоприятную психологическую обстановку и всестороннее развитие личности ребенка.

Для того, чтобы правильно организовать педагогический процесс в ДОО для детей раннего возраста необходимо учитывать их возрастные особенности развития и воспитания, отличающих их от воспитанников старших групп. На воспитателей ложится огромная ответственность за детей, особенно за таких малышей, которые только-только познают окружающий мир во всех своих проявлениях, за их безопасность пребывания в дошкольном учреждении, ведь именно в этом возрасте закладываются все азы для полноценного и всестороннего развития детей в дальнейшем.

Я считаю, что самая главная задача, которая стоит перед педагогом – это создание условий для полноценного проживания раннего детства, что предусматривает и разностороннее развитие ребенка, и эмоциональное благополучие в дошкольном учреждении.

На мой взгляд, самым важным моментом в воспитании и развитии детей раннего возраста является активное участие в их деятельности. Как известно, игра — это ведущий тип деятельности малышей, а также универсальный и очень действенный метод воспитания. Взрослый непременно должен быть включен в игру, так как, во – первых, именно он должен рассказать и показать детям суть игры, ее правила, игровые движения и действия. Во – вторых, увлечь игрой, стимулировать в течение игры, задать позитивный настрой и поддерживать активность, потому что дети в данном возрасте подражают взрослому.

Очень важно учитывать, что маленький ребенок способен воспринимать только обращения, адресованные ему лично, именно поэтому в данном возрасте особенно огромную роль играет индивидуальный подход к ребенку.

Следующей особенностью воспитания и развития детей раннего возраста я считаю эффективность невербальных методов воспитания.

Устное изложение малышам абсолютно неинтересно. Но вот если разбавить речь жестами, движениями, звуками и активно использовать окружающие предметы – воздействие окажется совершенно другим, глубоким и продуктивным.

Крайне важным моментом в работе педагога с детьми являются его личные качества. Независимо от того, насколько хорошо или плохо ребенок что – то делает, педагог должен быть доброжелателен и вместе с малышом искать положительные моменты или извлекать пользу в любой его деятельности.

Также в процессе общения с детьми педагогу необходимо проявлять эмпатию. Эмпатия требует умения слушать не только слова человека, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

В течение всего времени, что ребенок находится в дошкольной образовательной организации, осуществляется непрерывная образовательная деятельность : дети занимаются непосредственно образовательной деятельностью, в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности.

Главной особенностью непосредственно образовательной деятельности детей раннего возраста является специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, которая подразумевает стимулирование активности каждого малыша, формирование конкретных знаний, умений и навыков, а также желание взаимодействовать, общаться и играть.

Предметно – игровая деятельность является ведущим видом деятельности и фундаментом становления личности ребенка до 3 лет. Мои наблюдения показали, что для ребенка очень важно, что бы предметная, а значит и образовательная среда, была комфортной и безопасной; обеспечивала развитие целостного сенсорного восприятия и самостоятельной индивидуальной детской деятельности; давала возможность для исследования и научения; была функциональна, доступна для детей, эмоционально насыщенна.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность детей должна быть : ритмичной, направленной на события из личного опыта, а также развивать навыки в бытовом и игровом процессах.

В ФГОС ДОО по развитию и воспитанию детей раннего возраста ведущим направлением является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, которое способствует формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

И, как было написано выше, предметно – игровая деятельность является ведущим видом деятельности и фундаментом становления личности ребенка до 3 лет. Поэтому с малышами совершенно не имеет смысла проводить такие занятия, на которых воспитатель что-то объясняет, показывает, а дети — это «усваивают». Данные занятия будут не только неэффективными, но и вредными, так как могут существенно погасить собственную активность ребенка.

Учитывая данное условие, воспитатель должен проводить занятия – игры, в течение которых усвоение информации будет протекать незаметно для малышей, в практической деятельности.

Таким образом, организуя взаимодействие детей раннего возраста с педагогом необходимо:

- применять различные виды деятельности, последовательно сменяющих друг друга;

- избегать возникновения переутомления у малышей при организации их деятельности;

- обогащать личный опыт детей в игровых и бытовых процессах.

В заключение хочу отметить, что, применяя все данные требования в организации воспитательно – образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды с детьми раннего возраста в образовательной среде дошкольной образовательной организации, могу утверждать, что они способствуют решению одного из важнейших принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возрастаИспользование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возраста «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить детей сегодня так, как учили этому вчера». Джон Дьюи Предметно-развивающая среда.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО
Опубликовано: 25 января 2022 в 11:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД