МААМ-картинки

Эссе «Профессиональные компетенции воспитателя 21 века»

Аврамова Ольга
Эссе «Профессиональные компетенции воспитателя 21 века»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их.

Публикация «Эссе „Профессиональные компетенции воспитателя 21 века“» размещена в разделах

Древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479) говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем». Деятельность педагога во многом ориентирована на будущее. Для совершенствования профессионализма, как и совершенствования личности, возможны разные пути.

На сегодняшний день нормативные правовые документы федерального уровня, в первую очередь Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», направлены на улучшение качества образовательных услуг. Предъявляемые требования к личностно-профессиональным качествам и педагогической деятельности современного педагога довольно разнообразны. Все они направлены на реализацию психолого-терапевтической и фасилитаторской позиции педагога к детям. На первое место выдвигаются знания, умения, навыки, компетенции, которые нужны воспитателю для организации коммуникативно-личностного развития дошкольника. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога в качестве одного из центральных умений выделяется умение воспитателя «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их». Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Ученые А. С. Белкин и В. В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» [5. С. 95 ].

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [3. С. 74].

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [9. С. 4]

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной (деятельность предполагает следующие критерии компетентности : осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой);

- учебно–методической (деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [9. С. 4]);

- социально–педагогической (деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах).

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность

Литература

1. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат диссертации на соискание учёной степени к. п. н. : [Электронный ресурс ] // Асаева Ирина Николаевна. URL :https://www. nauka- pedagogika.com >…13…razvitie-professionalnyh(дата обращения 31.10.15)

2. Великжанина С. В. Папка педагога по самообразованию: [Электронный ресурс]. URL :https://www.doc4web.ru>pedagogika. po-samoobrazovaniyu (дата обращения 31.10.15)

3. Захараш Т. Б. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Б. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12 - с. 74-80.

4. Компетенция : [Электронная энциклопедия] // Википедия. URL :https://www.ru.wikipedia.org/. (Дата обращения 31.10.15)

5. Сваталова Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. А. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1 – с. 95-101.

6. ФГОС дошкольного образования: [Электронный ресурс] // Федеральный Государственный Образовательный стандарт. URL :https://www.rg.ru>; (дата обращения 31.11.15).

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ// - М. : Эксмо, 2014.- 144с.

8. Хамдеева Г. Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL : https://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 31.10.15)

9. Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3 – c.4

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Доклад «Критерии профессиональной компетенции воспитателя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ.

Эссе «Воспитатель XXI века» Группа в контакте «Солнышко» https://vk.com/club111606778 Воспитатель XXI века. Каким же он должен быть? Размышляя над этим вопросом,.

Консультация для воспитателей «Критерии профессиональной компетенции воспитателя» Консультация для воспитателей. Тема: «Критерии профессиональной компетенции воспитателя». Внедряем ФГОСТ. "Быть готовым к школе - не значит.

Профессиональные достижения воспитателя МАДОУ МО «СГО» — ДС №7 «Огонек» Иванс Анны Викторовны Свою профессию я выбрала по велению сердца. Когда была еще ребенком, очень любила играть "В.

Профессиональные компетенции и ориентиры педагога в работе с детьми 4–5 лет на 2018–2019 учебный год В презентации отражены профессиональные компетенции и способности педагога, которые должны быть особенно развиты для реализации годовых.

Профессиональные компетенции педагога ДОУ Профессиональные компетенции педагога ДОУ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ уровня профессиональной компетентности педагогических работников: 1. Владение.

Эссе воспитателя Эссе «Я - педагог» «Успех не является ключом к счастью. Счастье – вот ключ к успеху. Если вы любите то, что делаете, Вы будете успешным».

Эссе воспитателя Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу. Твердят друзья: «Есть нивы тише»,.

Эссе «Личностные и профессиональные качества педагога как залог успешной адаптации ребёнка» Я считаю, основной причиной по которой человек выбирает профессию -педагог, должна быть любовь к детям! По моему мнению, педагог-это человек,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Профессиональные компетенции воспитателя 21 века»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 19:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД