Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»

Анна Прудникова
Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»

«Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка».

Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед мамами и папами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь малыш многое умеет: ходить, говорить, играть, задавать вопросы, мечтает и борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – еще один трудный период в жизни ребенка и взрослого.

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность выбранной мной темой.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены следующие симптомы кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Лев Семенович Выготский выделил «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет:

1. Негативизм – это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.

2. Упрямство – это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал, так захотел».

3. Строптивость – это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.

4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5. Протест – бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

7. Деспотическое подавление окружающих – это когда вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае ее ждут истерики и слезы.

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности, но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит, нужно радоваться – значит, ребёнок развивается нормально. Не стоит забывать, что кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности. Если взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему в пределах разумного самостоятельность, конфликтов между ними и трудностей в общении может и не возникнуть или они будут носить временный характер.

Один из примеров в моей практике: «Каждое утро у детей из одной семьи проявляются характерные признаки кризиса – упрямство и строптивость. Утром мама никак их не может завести в группу, а связано это с тем, что детям не нравится обувь. Каждый раз Петя просит отвести его домой и переодеть тапочки, что мама и делает». На индивидуальной беседе с мамой я предложила правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи; запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.

Такие эмоции, как обида и злость у детей прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх, побросать мячик, устроить бой на воздушных шариках, поиграть в кричалки или сопелки, поколотить непослушную глину, из которой не получается мишка. При этом нужно самому быть более эмоциональным. Играя с детьми, мы не только помогаем им освободиться от неприятных эмоций, но и сможем проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, дети поймут, что в любых ситуациях мы стремимся его понять и поддержать. Он будет более откровенен, а значит, легче сможем помочь ему в трудные для него моменты.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей среды. Он осознает себя как личность, может самостоятельно обслужить свои потребности; может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Дети воображают, придумывают, действуют по правилам, общаются друг с другом, развиваются в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Для родителей я проводила родительское собрание на тему «Кризис 3-х лет» и оформляла папку – передвижку. Важным пунктом было «Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3-х лет», так как я на своем опыте заметила, что родители просто все «спускают с рук» и подчиняются своим чадам. Приведу важнейшие правила, которыми пользуюсь и сама:

1. Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

2. Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

3. Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.

Любить ребенка нужно не за что-то, а просто так. Любить его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любить его всегда.

Свое эссе хочется завершить словами А. Гавриловой: «Любить ребенка – не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости, как детям, так и родителям».

Список литературы:

1. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2014. – 240с.

2. Ефименкова Р. П. Детская психология. Методические указания / Авт. -сост. Р. П. Ефименкова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 29с.

3. http://psihomed.com/krizis-3-h-let/ - Психология и психиатрия. Статья «Кризис 3 лет».

4. http://deti.zazzy.ru/2011/04/3.html - Консультация детского психолога. Статья «Кризис 3 лет».

Публикации по теме:

Как вести себя родителям в период кризиса 4-х лет Родителей знакомы с возрастным кризисом детей. Он проходит втот момент, когда поведение вашего спокойного ребенка резко меняется в худшую.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка в период кризиса 3 лет» Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего.

Консультация для родителей на тему: «Психологический комфорт детей» «Все в твоих руках» (Притча).“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,.

Консультация для родителей Тема: Помощь родителям в период «кризиса трёх лет». Кризис — важный Консультация для родителей Тема: Помощь родителям в период «кризиса трёх лет». Кризис – важный этап в психологическом развитии ребёнка,.

В период «упрямого» кризиса ребенка. В три года дети ожидают от семьи признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет,чтобы спросили его мнение,чтобы посоветовались.

Эссе на тему «Я-Педагог!» Эссе на тему: «Я - педагог!» Если папа с мамою ваши на работе, В нашем детском садике рады вам всегда. Среди взрослых и детей вы друзей.

Эссе на тему «Я — педагог» М. Горький:«Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого.

Эссе на тему: «Я — педагог!»Эссе на тему: «Я — педагог!» Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, Свою профессию любить! Каким быть должен воспитатель?.

Эссе на тему «Я — педагог» Эссе на тему «Я – педагог» Великое и прекрасное дело – воспитание детей. Мой путь к профессии воспитателя был долгим. Мне для неё нужно.

Эссе на тему «Я-воспитатель!» Будучи человеком «ищущим», я постоянно нахожу новые пути для саморазвития, возможности для того, чтобы быть в гармонии с тем, чем занимаюсь,.

Автор публикации:
Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 21:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Однажды на прогулке»
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать вам о случае, который произошёл с нами на прогулке. Мы живём в...
Фотоотчет «Встречаем Новый год»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает...
Конспект ООД по лепке для детей первой младшей группы «Угощение для мишки»
Программные задачи: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу лепки - закреплять умение раскатывать...
Фотоотчёт о досуге совместно с родителями ДОУ «Рождественские колядки»
Наша цель возрождать русские традиции совместно с родителями. У нас в ДОУ прошли Рождественские колядки. В досуге принимали участие родители всех возрастных...
Справка по результатам персонального контроля воспитателя ДОУ «Речевое развитие...
План-задание Тема: «Речевое развитие дошкольников» Цель: построение эффективной работы с дошкольниками по развитию речи. Основание проверки: план работы...