МААМ-картинки

Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»

Анна Клячева
Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»

«Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка».

Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед мамами и папами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь малыш многое умеет: ходить, говорить, играть, задавать вопросы, мечтает и борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – еще один трудный период в жизни ребенка и взрослого.

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность выбранной мной темой.

Публикация «Эссе „Психологический смысл кризиса 3-х лет“» размещена в разделах

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены следующие симптомы кризиса : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Лев Семенович Выготский выделил «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет :

1. Негативизм – это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.

2. Упрямство – это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал, так захотел».

3. Строптивость – это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.

4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5. Протест – бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

7. Деспотическое подавление окружающих – это когда вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае ее ждут истерики и слезы.

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности, но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит, нужно радоваться – значит, ребёнок развивается нормально. Не стоит забывать, что кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности. Если взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему в пределах разумного самостоятельность, конфликтов между ними и трудностей в общении может и не возникнуть или они будут носить временный характер.

Один из примеров в моей практике: «Каждое утро у детей из одной семьи проявляются характерные признаки кризиса – упрямство и строптивость. Утром мама никак их не может завести в группу, а связано это с тем, что детям не нравится обувь. Каждый раз Петя просит отвести его домой и переодеть тапочки, что мама и делает». На индивидуальной беседе с мамой я предложила правила использования слова «нельзя» : запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи; запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.

Такие эмоции, как обида и злость у детей прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх, побросать мячик, устроить бой на воздушных шариках, поиграть в кричалки или сопелки, поколотить непослушную глину, из которой не получается мишка. При этом нужно самому быть более эмоциональным. Играя с детьми, мы не только помогаем им освободиться от неприятных эмоций, но и сможем проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, дети поймут, что в любых ситуациях мы стремимся его понять и поддержать. Он будет более откровенен, а значит, легче сможем помочь ему в трудные для него моменты.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей среды. Он осознает себя как личность, может самостоятельно обслужить свои потребности; может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Дети воображают, придумывают, действуют по правилам, общаются друг с другом, развиваются в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Для родителей я проводила родительское собрание на тему «Кризис 3-х лет» и оформляла папку – передвижку. Важным пунктом было «Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3-х лет», так как я на своем опыте заметила, что родители просто все «спускают с рук» и подчиняются своим чадам. Приведу важнейшие правила, которыми пользуюсь и сама:

1. Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

2. Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

3. Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.

Любить ребенка нужно не за что-то, а просто так. Любить его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любить его всегда.

Свое эссе хочется завершить словами А. Гавриловой: «Любить ребенка – не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости, как детям, так и родителям».

Список литературы:

1. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2014. – 240с.

2. Ефименкова Р. П. Детская психология. Методические указания / Авт. -сост. Р. П. Ефименкова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 29с.

3. https://psihomed.com/krizis-3-h-let/ - Психология и психиатрия. Статья «Кризис 3 лет».

4. https://deti.zazzy.ru/2011/04/3.html - Консультация детского психолога. Статья «Кризис 3 лет».

Публикации по теме:

Как вести себя родителям в период кризиса 4-х лет Родителей знакомы с возрастным кризисом детей. Он проходит втот момент, когда поведение вашего спокойного ребенка резко меняется в худшую.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка в период кризиса 3 лет» Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего.

Консультация для родителей на тему: «Психологический комфорт детей» «Все в твоих руках» (Притча).“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,.

Консультация для родителей Тема: Помощь родителям в период «кризиса трёх лет». Кризис — важный Консультация для родителей Тема: Помощь родителям в период «кризиса трёх лет». Кризис – важный этап в психологическом развитии ребёнка,.

В период «упрямого» кризиса ребенка. В три года дети ожидают от семьи признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет,чтобы спросили его мнение,чтобы посоветовались.

Эссе на тему «Я-Педагог!» Эссе на тему: «Я - педагог!» Если папа с мамою ваши на работе, В нашем детском садике рады вам всегда. Среди взрослых и детей вы друзей.

Эссе на тему «Я — педагог» М. Горький:«Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого.

Эссе на тему: «Я — педагог!»Эссе на тему: «Я — педагог!» Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, Свою профессию любить! Каким быть должен воспитатель?.

Эссе на тему «Я — педагог» Эссе на тему «Я – педагог» Великое и прекрасное дело – воспитание детей. Мой путь к профессии воспитателя был долгим. Мне для неё нужно.

Эссе на тему «Я-воспитатель!» Будучи человеком «ищущим», я постоянно нахожу новые пути для саморазвития, возможности для того, чтобы быть в гармонии с тем, чем занимаюсь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 21:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД