Татьяна Нужная
Эссе «О профессии — с гордостью и любовью!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мамы разные нужны, мамы всякие важны!»,- рефреном вертелись у меня в голове слова из известного детского стихотворения Сергея Михалкова. Еще учась в школе, я часто задумывалась о своём будущем ремесле. Хотелось многого: быть причастной к медицине, изучать психологию, нести знания людям. «Как же это все совместить в одной профессии?» После долгих сомнений и терзаний выбор, наконец-таки, был сделан. Я твердо решила стать логопедом! Эта специальность была интересна для меня во всех отношениях. Она объединяла в себе и медицину, и психологию, и педагогику. Кроме того, работа с детьми сулила постоянную динамику, эмоциональность и новизну.
Публикация «Эссе „О профессии — с гордостью и любовью!“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Пять лет учебы в Самарском Государственном педагогическом институте, вместили в себя целую жизнь советского студента: нескончаемые захватывающие лекции, бессонные ночи перед экзаменами, летние практики в пионерских лагерях, задушевные разговоры с подругами …
И вот, наконец, я на пороге новой, самостоятельной жизни. В руках – диплом логопеда, в голове – куча планов и идей о том, как сделать этот мир лучше, ярче и добрее, во всем теле – нетерпеливая дрожь от желания творить, достигать и получать от этого удовлетворение. Мне повезло: моя профессия востребована во все времена. Она нужна людям, а особенно - детям.
В своей деятельности я всегда ориентируюсь на результат. Критерием служит не только способность ребенка справиться с трудными звуками, усвоить грамматические нормы, обогатить словарный запас, но и его психо-эмоциональное состояние, желание, с которым он заходит в кабинет. Работая в детском саду, а затем в центре диагностики и консультирования, я стала замечать, что некоторые ребятишки приходят на занятия в крайне удрученном состоянии. Они как - будто расстроены из-за того, что их оторвали от интересной игры и заставили заниматься скучным и однообразным делом. Другие же дети с желанием начинали трудиться, но их интерес пропадал достаточно быстро. Это и понятно! Кому в пять-шесть лет особенно увлекательно подолгу смотреть на себя в зеркало и делать гимнастику губ и языка, ожидая услышать правильный звук, перебирать многочисленные картинки, многократно повторяя слова… Такое пассивно – скучающее поведение ребенка крайне снижает эффективность всего учебного процесса. Я стала размышлять, как же сделать занятие с малышом интересным и необычным? Вскоре выход из сложной ситуации был найден.
Настоящей находкой для меня стала система Марии Монтессори, в которой она предлагает ребенку познавать мир через активное взаимодействие с ним. Ребенок не со слов преподавателя, а в процессе собственной деятельности усваивает сенсорные эталоны, закрепляя за ними четкие названия. У малыша появляется возможность самому выбирать интересную для него область познания. Задача взрослого– создать развивающую среду, помочь ребенку организовать свою деятельность наблюдая, давая краткие инструкции, направляя его поисковую работу. Для ребенка создается прекрасная обстановка, в которой нет места критике, навязыванию, сравнению его с другими детьми. Основная задача метода Монтессори – развить в человеке все заложенные в нем наклонности и таланты, приучить к самостоятельности и работе. «Помоги мне сделать это самому»- вот девиз обаятельной как детство, гуманистически ориентированной методики Марии Монтессори.
Меня сильно увлекло это направление, я прошла курсы и стала ещё и Монтессори-педагогом… При непосредственном взаимодействии с малышами в развивающей среде, я отметила их живой интерес к процессу, сосредоточенность, желание поработать подольше, самостоятельно достигая результата, готовность выполнять все требования и рекомендации.
И родители, и воспитатели детских садов, откуда приходили малыши на занятия по методу Монтессори, отмечали успехи ребенка: кто-то уже зачитал, кто-то стал внимательнее и сосредоточеннее, кто-то стал различать формы и цвета, кто-то научился быстро складывать в уме. И все это в ненавязчивой, игровой форме. Глядя на такие впечатляющие результаты методики, я решила применить часть ее упражнений и в логопедической практике, чередуя логопедические задания с работой с Монтессори-материалами. Получалось, что я не только ставлю ребенку правильную речь, но и значительно расширяю его взаимодействие с окружающим миром, готовлю его к самостоятельной жизни и к обучению в школе.
Анализируя построенную слиянием двух методов работу, я пришла к выводу, что эффективность деятельности резко увеличилась. Причем сразу по многим параметрам. За более короткий срок малыш не только значительно расширял и уточнял словарный запас, учился выражать свои мысли, но и параллельно обучался чтению и письму, счёту, конструированию, развивал образное и пространственное мышление, память. Немало добрых слов я услышала от родителей, которые видели, что ребенок раскрывает свои умения и таланты в подготовленной среде, подобно цветочному бутону, поставленному в вазу с водой. Но самой большой наградой за труды для любого педагога, конечно же, остаются глаза его учеников – горящие, жаждущие новых открытий, безмерно доверчивые и искренние. Глядя в них, понимаешь, что ты выбрал правильный путь и твои усилия не напрасны!