Получи документы

Эссе «Под зеленым абажуром. Экологическое воспитание дошкольников»

Марина Зверкова
Эссе «Под зеленым абажуром. Экологическое воспитание дошкольников»

В моей практике случилось так, что пожалев ребенка после ушиба, я проговорила ему всем знакомую жалелку: «У кошки боли, у собаки боли…», а ребенок еще сильнее залился слезами: «Не надо, чтоб у кошечки и собачки болело. Пусть все будут здоровенькие!».

Я задумалась: «А ведь ребенок по-своему прав. Наверно, так и должно быть». Наши дети учатся воспринимать и понимать окружающий мир не умом, а прежде всего сердцем, общаясь с ним искренне и непосредственно. Этот мир будит их воображение, фантазию, интерес. Здесь, в мире природы, ребенок начинает свое путешествие в познание. Невольно возникают вопросы: как помочь ему сохранить чувства сострадания и любви ко всему живому? Что нужно сделать, чтобы эти чувства «выросли» и «повзрослели» вместе с малышом?

Публикация «Эссе „Под зеленым абажуром, Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства - в семье и детском саду. Мы все прекрасно понимаем, что дети не всегда могут увидеть красоту природы, и поэтому нам важно помочь им понять ее выразительность, настроить душу на ее восприятие. Так что же такое экология?

Давайте обратимся к словарю: от греческого «ЭКОС» - дом, жилище, родина; «ЛОГОС» - учение. Иначе говоря, экология-наука о Доме, таком большом – начиная с нашего внутреннего «домика» и заканчивая общим Домом – планетой. Понятие «экология» исказилось и сузилось до размеров борьбы за чистоту окружающей среды. Но оно гораздо шире, чем просто природоохранительная деятельность и глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное «экологическое воспитание».

Сегодня экологические проблемы стоят в центре всеобщего внимания. Все чаще мы слышим о хищническом обращении с природой, видим, какие катастрофы настигают человечество сегодня, ужасаемся неутешительным прогнозам на будущее. Но только стоит вдуматься, что потребительское отношение к природе, ее разрушение есть не что иное, как следствие, как страшный результат глубокого разрушения личности, внутреннего мира человека, его отношения к миру как к общему Дому. Получается, экологические проблемы не есть проблемы окружающей среды. В своей основе это проблемы личности, сознания, воспитания, проблемы человека и его внутреннего мира.

Нам небезразлично будущее наших детей. В наших силах открыть детям окружающий мир не просто как внешнюю безликую среду обитания, не как полигон для губительных экспериментов, а именно как общий Дом, представляющий ценность для тех, кто в нем живет. Правилам поведения (в том числе и в природе) мы учим детей в детском саду, дома. Дети быстро запоминают и понимают, что «хорошо» и что «плохо». Но иногда мы сталкиваемся с тем, что зная правила поведения, ребенок нарушает их. Восхищаясь пестрой бабочкой, безжалостно наступает на червяка. Почему так происходит? Все дело в том, что за словом должно следовать дело. Наглядные примеры порой говорят красноречивее слов: поднятая Вами на пляже бутылка, затушенное кострище, собранный после пикника мусор. Это обязательное условие для того, чтобы правило стало частью культуры растущего человека.

На занятиях, во время игр, на прогулке я стараюсь научить детей не разрушать, а создавать, созидать, творить своими руками красоту. Маленькая улитка на ладошке малыша, дождевой червяк, юркий муравей… Разве можно на это все поднять руку? И если мы научим ребенка наблюдательности, умению быть добрым и чутким, видеть и ценить красоту природы, то он обязательно захочет потом передать другим свое восхищение от увиденного. Живопись, музыка, фотография, поэзия…А может изобретет новый вид энергии – доступной, экологически чистой, такой необходимой сегодня, когда природа устала только давать, ничего не получая от нас взамен.

Природа – это чудо. Мы постараемся, все вместе постараемся жить в мире и согласии в нашем общем Доме.

Публикации по теме:

«Секреты природы». Экологическое воспитание дошкольников «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И. В. Гете. В наше время проблемы экологического.

Экологическое воспитание дошкольников Давайте, дошколята, Природу охранять О ней ни на минуту не надо забывать! (из опыта работы) Всемирная Организация Здравохранен6ия провозгласила:.

Экологическое воспитание дошкольников .

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Отчёт по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников»Отчёт по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников» Отчёт по самообразованию. «Экологическое воспитание дошкольников» Воспитателя : Скрыпниковой М. П. детский сад№19. г. Железногорск. Взаимодействие.

«Сад на окне». Экологическое воспитание дошкольников Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе,.

Экологическое воспитание дошкольников "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". (М. Пришвин).

Фотоотчёт «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое направление в воспитании детей развивает в них стремление к познанию, формирует наблюдательность, которая напрямую затрагивает.

Экологическое воспитание дошкольников Из опыта работы воспитателя Сердюк Натальи Алексеевны Экологическое воспитание дошкольников. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Под зеленым абажуром. Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 14:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД