МААМ-картинки

Эссе «Преемственность детского сада и школы»

Абдрафикова Зоя
Эссе «Преемственность детского сада и школы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»

Преемственность детского сада и школы

Эссе

Составитель:

Зенкова И. Н., старший воспитатель

Промышленновский муниципальный район 2019

Преемственность детского сада и школы

Эссе

Публикация «Эссе „Преемственность детского сада и школы“» размещена в разделах

Что такое преемственность детского сада и школы? Однозначно ответить на этот вопрос, на наш взгляд, достаточно сложно. Как непросто сказать и о том, а какие существуют проблемы этой самой преемственности?

С одной стороны, в век современных информационно-коммуникационных технологий, принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников и школьников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОО, общественность.

С другой стороны, детство – это возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Детство – это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. Разумеется, ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающие силы.

В последнее время детский сад стал необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Именно детский сад должен сделаться фундаментом образования, как в организационном, так и в содержательном отношении. Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Думается, что осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, готовность к развитию новых эмоционально-волевых и интеллектуальных способностей, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Образно говоря, в нашем понимании школа и детский сад - два звена в системе образования. Если ребенок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, то тогда в классе он испытывает дискомфорт, так как меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Под понятием «преемственность» мы подразумеваем плавный переход от одной образовательной ступени к другой, в своей основе сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.

Мы считаем, что особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую – игровую деятельность, с другой - создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса.

Программа детского сада преследует цель : воспитание и всестороннее развитие личности ребенка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах и видах детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа начальной школы главной целью ставит обучение конкретным навыкам (письму, чтению, счету). Если в детском саду спонтанность поведения ребенка приветствуется как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности (например, ребенок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей (здесь оценивается уже не сам факт создания ребенком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога).

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

На наш взгляд, существуют и другие проблемы организации преемственности между детским садом и школой : это и необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, и несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения, и несовершенство существующих систем диагностики при переходе обучающихся с одного образовательного уровня на другой, и отсутствие единых программ воспитания и обучения, и недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования и др.

Но, в любом случае, несмотря на сложности, детский сад должен обеспечить такой уровень всестороннего развития ребенка, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи. А школа должна знать, что сформировал детский сад в сознании детей, в их поведении, и активно отнестись к этим накоплениям.

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку педагогов.

Возможные формы работы с дошкольниками :

• экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;

• знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;

• проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);

• участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;

• подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

Работа с педагогами:

• посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОО;

• совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;

• анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОО;

• анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;

• проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».

Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:

• дни открытых дверей в школе и в детском саду;

• встречи с учителями;

• консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;

• совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;

• курс обучения на тему психологической готовности к школе.

Таким образом, если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это может помочь как нам кажется, детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс.

Публикации по теме:

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС Формирование положительной мотивации к развитию учебных действий у дошкольников Формирование у дошкольника мотивов учения, основные человеческие.

Мы — будущие школьники! Преемственность школы и детского садаМы — будущие школьники! Преемственность школы и детского сада С заботой о детях. Дети - наше будущее. Все мы хотим от них великого и чего-то необычного. А ведь от того, какими они выйдут в большое плавание,.

Консультация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников» Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

Преемственность детского сада и школыПреемственность детского сада и школы Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно.

Преемственность детского сада и школы по ФГОС .

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализацииВоспитатель МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского.

Преемственность в работе детского сада и школы Преемственность в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования. Поступление дошкольников.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию на примере программы дошкольного.

Преемственность детского сада и школы Слайд № 2 Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе и достижение детьми целевых ориентиров.

Опыт работы «Преемственность детского сада и школы» Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Преемственность детского сада и школы»
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 08:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД