МААМ-картинки

Эссе «Сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении: проблемы и возможности»

Наталья Зуева
Эссе «Сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении: проблемы и возможности»
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении своей истории специальная, коррекционная педагогика в нашей стране разрабатывает и совершенствует систему помощи детям, которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и обучении, в том числе и для детей дошкольного возраста. В настоящее время в педагогическом и психологическом сообществе активно обсуждается тема целесообразности и возможности совместного пребывания в учебном и воспитательном пространстве здоровых детей и детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Еще Лев Семенович Выготский указывал на необходимость создания такой системы образования, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием, Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке.

Публикация «Эссе „Сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении: проблемы и возможности“» размещена в разделах

На современном этапе одной из наиболее передовых систем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное или включающее образование, подразумевающее совместное обучение детей с особенными образовательными потребностями и нормативно развивающимися сверстниками. Детских сады начали разрабатываться и реализовываться подходы в соответствии с принципами инклюзивного образования.

Несмотря на гуманистическую направленность и своевременность этой модели, реализация на практике, на мой взгляд, может быть неоднозначной.

Итак: дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития и каждый ребенок вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования.

И сразу возникают проблемы организационного и административного характера: отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности пребывания особенного ребенка в группе, и недостаток методического обеспечения соответствующей направленности, недостаточная мотивация и квалификация педагогического состава и т. д.

Это тактические задачи, они решаемы при государственной поддержке на соответствующих уровнях.

Наиболее серьезной проблемой считаю отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Как говорится, кадры решают все. Нахождение особого ребенка в группе настораживает воспитателей, «не случилось бы чего». Такие дети особенно трудны для педагога, так как постоянно требуют внимания, и могут мешать другим детям. По этому, очень важно проводить соответствующую работу и по повышению квалификации педагогических кадров, и по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку.

Важно организовать атмосферу успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений. Инклюзивная модель образования предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей. Но переполненность групп затрудняет реализацию принципа индивидуального подхода к каждому ребенку, я бы даже сказала так: «не просто индивидуальных подход, а индивидуальный подход + особое внимание». Педагоги физически не успевают, особенно в регламентируемых временными рамками режимных моментах (занятия, подготовка к прогулке).

Таким образом, инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов. Она может оказываться как внутри учреждения : специалистами - психологом, дефектологом, логопедом, если они есть в штате ДОУ, старшим воспитателем, так и вне его (районные, городские службы, курирующие инклюзивную модель обучения).

Несмотря на проблемы, инклюзивное образование имеет ряд возможностей.

Самое главное, я думаю, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста. Они могут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей.

В общем, жить, как живут все остальные дети. И действительно, ребятишки вместе играют, гуляют, решают свои детские дела. У абсолютно всех детей появляется возможность получения нового опыта.

Но не менее важно такое общение и нормативно здоровым детям. Быть толерантными, с уважением относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья, желание придти на помощь – важная воспитательная задача, которая закладывается в детском возрасте.

Родители, понимающие недостатки в развитии своих детей, опасаются, что поставленный диагноз может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка. По этому, нахождение в среде здоровых ребятишек позволят по- новому увидеть перспективы его развития, наметить вектор движения. Родители, чьи дети в силу обстоятельств «засинелись» дома, как правило, активно включаются в жизнь ДОУ.

Для педагогов работа в новом направлении тоже движение вперед: повышается профессионализм, расширяется зона компетентности и ответственности, в том числе и социальной. Ведь образование всегда было и будет одним из важных звеньев в социальной политике государства.

Администрация ДОУ также может быть заинтересована в расширении реализовываемых опций. Инклюзия меняет модель детского сада и может включать новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Повышается рейтинг образовательного учреждения, увеличивается финансирование для организации предметно-развивающей среды образовательного процесса.

Для повышения качества образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители, выходят на новый уровень отношений: регулярно работают в сотрудничестве друг с другом, оказывают помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним. А также уважительно относятся друг к другу, эффективно работая в единой команде.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении: проблемы и возможности»
Опубликовано: 8 июля 2020 в 10:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении: проблемы и возможности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зуева (УИ 289158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД