Вера Кузнецова
Эссе воспитателя «Воспитатель — ключ к сердцу ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе воспитателя ясли – сада №16 г. Костаная Кузнецовой В. А.
«Воспитатель – ключ к сердцу ребенка».
Когда уходите на пять минут
Не забывайте оставлять тепло в ладонях
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.
Не забывайте заглянуть в глаза,
Которые вас ждут,
С улыбкой робкой и покорною надеждой.
Омар Хайям
Публикация «Эссе воспитателя „Воспитатель — ключ к сердцу ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Когда меркнут дневные краски, когда во тьме забрезжит свет настольной лампы,наступит ночь – тогда уйдет все мелкое и несущественное, и останешься один на один с вечным, мучительным вопросом….
Кто я? Назначение человека на земле – оставить после себя прекрасные «ростки», способные сделать жизнь после себя еще краше. Эти хрупкие «ростки» - дети, ведь дороже золота и всех райских благ – ребенок. И пока смеется мне ребенок, я знаю, что не зря живу. Каждый дорогу в жизни выбирает по – своему. Призыв стать воспитателем прозвучал для меня в довольно раннем детстве. Так случилось, что в деревне, в которой прошло мое детство, открыли детский сад, просуществовал он не долгое время. А я до сих пор помню добрые руки, ласковый успокаивающий голос своего воспитателя – Веры Андреевны, которая отдавала свое сердце нам – детям. Эти воспоминания и большая любовь к детям повлияли на выбор моей профессии – воспитателя.
Я – человек, живущий за счет и во имя детских голосов, человек, играющий
множество ролей, словом, волею судьбы – воспитатель.
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд… возвышается до творчества», - писал Максим Горький. Воспитатель – человек, питающий душу, сердце ребенка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек. Перешагнув порог детского сада, я встретила большую шумную толпу маленьких людей с ясными сверкающими глазами, любопытными взглядами. В мыслях пронеслось: «С чего начать?». И на помощь пришли высказывания А. И. Баркан: «Детство – это цветущий луч, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий и опытный поводырь». Глядя в распахнутые глаза детей, я поняла, что нужна им, что я для них целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия или интернет, где можно найти ответы на все вопросы, что я должна поддержать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, добиться того, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий.
И я задумалась: важная задача встала передо мной – родители доверили мне самое ценное, что есть у них; смогу ли я в эти хрупкие «ростки» вложить душу, пропитать их добром, красотой и благородством.
Как же воспитать человека духовного, полноценного, гармоничного? Как бы не допустить ошибки в воспитании, ведь ребенок – как чистый лист бумаги, начиная писать на нем, тебе не прощается даже незначительная ошибка. Как писал великий мыслитель Ризаэтдин Фахреддин: «Исправить ошибки, допущенные при воспитании в детстве, не хватит и целой жизни. Воспитание, полученное в детстве, не сможет изменить даже все человечество». Воспитанный ребенок является огромным богатством для родителей, а для общества – целым достоянием.
Воспитывая детей, понимаешь, что все дети индивидуальны, и ты, как педагог, должен найти ключик к каждому ребенку. И не только к нему, но и к его родителям. А обмануть их, этих «маленьких человечков» невозможно. Они всегда все увидят. Они сразу поймут, как ты к ним относишься: с любовью или без. И ответят тебе тем же. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг них. Бесспорно, труд воспитателя тяжел – не легко быть образцом для подражания,
эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души!
Но это приятная радостная тяжесть, потому что в основе ее лежит любовь. Любовь – именно на ней держится наша планета Земля.
Любовь нужна всем живущим: травинке,рыбке, птичке, взрослым и, конечно же, детям – им особенно! Любовь не следует утаивать, ею нужно щедро одаривать других, иначе она теряет свое предназначение.
Рядом со мной дети, дети разные: дерзкие, неугомонные, застенчивые и робкие,
«молчуны» и «болтушки». Что я могу им дать? Прежде всего – любовь! И я люблю их такими, какие они есть.
Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим
это лучшее в себе увидеть. Я наблюдаю за ними и вижу какие «изюминки» скрываются
пока внутри каждого. Согласитесь, как это важно, не оставлять невостребованным ни один из талантов: способность к размышлению, к пению или танцам, к физическим упражнениям или общению с другими. Дети, как драгоценные алмазы, засверкают и порадуют своей чистотой и красотой, только тогда, когда именно ты найдешь свой индивидуальный способ шлифовки, когда все лучшее, что в них есть, увидят они сами, и все вокруг… Но одно неосторожное движение, взгляд, жест, слово – и, увы, нет
результата. А это значит, что я сама – «мастер-огранщик» - должна обладать самым высоким уровнем профессионального мастерства. Помните, Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность!» Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым
человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от каждодневного
труда, такта и душевной щедрости. Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, свое сознание, свою культуру. Считаю своим долгом передать детям, заложить в них те положительные душевные
качества, которыми обладаю сама. А эти качества, на мой взгляд, развиваются через любовь к природе.
Сухомлинский В. А. говорил, что «человек стал человеком потому, что увидел глубину
синего неба, отражение солнца в прозрачных капельках росы… Услышал шепот листьев и песню кузнечика… ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал, и,
затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Быть
воспитателем это значит помочь ребенку увидеть и услышать эту красоту, научиться наслаждаться ею. Только тогда в сердце каждого малыша тоже расцветет красота. Я учу своих малышей не просто видеть эту красоту, но и сочувствовать, сопереживать, оказывать посильную помощь, то есть учу не быть равнодушными. Ведь все большое начинается с малого: с не срубленной елочки, с не затоптанного цветка, с не разоренного гнезда.
Воспитатель – это педагог, то есть человек, который учит, помогает познать
окружающий мир. И то насколько этот процесс будет эффективным, зависит от интереса
моих маленьких обучаемых. Поэтому в основе всего – игра, веселье и радость.
Наблюдаем, ставим опыты, выдвигаем гипотезы и делаем первые открытия… Я не просто
вкладываю в них знания, я учу их добывать эти знания, учу – учиться. Еще Сухомлинский В. А. говорил, что «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И я, следуя этим идеям, стремлюсь к тому, чтобы каждый шаг моих малышей к знаниям был гордым взлетом птицы, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под непосильной ношей за спиной.
Судьба… Скажу ли я ей спасибо? Конечно, да! Спасибо за те минуты, когда удавалось
пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда вижу радостные, счастливые улыбки детей, хорошее настроение, с которым они приходят в детский сад, ко мне. Их радость – это моя радость.
И так день за днем мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать
добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности,
искренности, открытости, любви….
Профессию воспитателя можно сравнить с труженицей весной, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в нее сеют зерна! Все знают, что это время пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным. Так и в воспитании : нельзя пропустить время посева, необходимо напитать детское сознание лучшими зернами прекрасного и человеческого, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, ее расцвет, благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.
И именно мне доверено нашей Родиной «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!
Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!» Л. Ф. Евстратикова.
Профессия воспитателя предоставляет огромные, практические неограниченные возможности творчества. Это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути. Профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих воспитанников. Воспитатель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания детям, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Тогда и ребятишки с удовольствием последуют за педагогом в нелёгком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями. Мы живём в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными.
Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на всё самое лучшее в казахстанской педагогической традиции.
Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.
Я закончу свое эссе словами А. Гибадуллиной:
«Каким быть должен воспитатель?
Конечно, добрым должен быть
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить.
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, щедрым должен быть
Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»