Папки-передвижки

Эссе «Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»

Татьяна Гунина
Эссе «Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»

Введение

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада.

Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».

Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».

Воспитывает ребенка всё : люди, вещи, явления,

Публикация «Эссе „Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Для меня эти фразы являются ключом к пониманию, что личностное развитие детей выступает в настоящее время на первый план. Именно развитие личности ребенка в семье может дать положительные результаты, так как родители – первые воспитатели в жизни каждого ребенка. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья, которая даёт поддержку, опору, уверенность. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует нового подхода.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения.

Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

1. Взгляды отечественных и зарубежных педагогов на значение семейного воспитания для развития личности ребенка

Воспитание – процесс долгосрочный, трудоемкий и не обещающий быстрых результатов. Сколько нужно вложить любви, заботы, знаний в маленького человека, чтобы он вырос здоровым, развитым, радующим своих родителей и воспитателей достижениями и успехами в развитии и обучении.

Л. С. Выготский отмечал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка. Он предложил для детей от рождения до 6 лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды он изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Подтверждая идею Коменского, по мнению Песталоцци, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует её ребёнок, к чему он способен, чего желает. «Час от рождения ребёнка – это первый час его обучения», - говорил Песталоцци. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института пособие «Книгу матерей или Руководство для матерей. Как им научить своих детей наблюдать и говорить».

Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.

А. С. Макаренко главным условием семейного воспитания считал наличие полной семьи, где отец и мать живут дружно с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение. Его известное высказывание: «Как можно больше требовательности к ребёнку, как можно больше уважение к нему». В своих работах, посвященных семейному воспитанию, убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни.

2. Заключение

Итак, реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОО. Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и досуговым семейным центром. Для успешного развития ребенка необходимо вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Каждая из сторон воспитания – и педагоги, и родители вносят свой вклад в становление личности будущего гражданина своей страны. Но самый ценный вклад – это плодотворное сотрудничество обеих сторон, когда родители и педагоги не по разные стороны “баррикад” воспитания, а на одной стороне, в согласии и взаимодействии, едины в требованиях и методах воспитания. Именно атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых, позитивное общение дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, а родителям – отойти от всезнающего взрослого, позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей. Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Родительский лекторий «Взаимодействие семьи и детского сада в интересах развития личности ребёнка», «Школа молодого родителя» и другие – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. Тематические встречи по обмену опытом воспитания детей «Отцы и дети», «Как воспитать настоящего гражданина», «Школа и семья в XXI веке». Организация родительского клуба «Компетентные родители» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Семейное воспитание - это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.

Что такое семья?

Семья – это счастье, любовь и тепло!

Семья – это нежность, уют и добро!

Хотя и в семье бывает разлад,

Но каждый друг другу всегда очень рад.

И мы понимаем, что счастье в семье

Даёт нам уверенность в завтрашнем дне.

Так будем беречь мы нашу семью!

И чувствовать, верить в надежду свою!

Список литературы:

1. Приказ МИНОБРНАУКИ России №1155 от 17 октября 2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». – Москва: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2014. – 78 с. – (Образование в документах и комментариях).

4. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. - N 9. - С. 52-58.

5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. - N 1. - С. 82-92.

6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

7. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - N 1. – С. 41-49.

8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – Москва: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.

9. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С. Ф. Егорова. - Москва, 2001. – 320 с.

10. История дошкольной педагогики в России : Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. Москва, 1999. - 520 с.

11. История зарубежной дошкольной педагогики /Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. Москва: Просвещение, 1986. – 464 с.

12. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Москва: Сфера, 2004 – 112 с.

13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

14. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий» В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его.

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Консультация для воспитателей «О личностном подходе в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» «О личностном подходе в период адаптации детей младшего возраста»Малыш приходит в ясельную группу… Как помочь ему пройти период адаптации.

Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию детей Консультация: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию детей» «Любовь к Родине начинается.

Из опыта работы «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников» Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Одним из важнейших условий.

Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна.

Роль игры в личностном развитии детей с нарушением речи Роль игры в личностном развитии детей с нарушением зрения. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы.

Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста. Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть,.

Эссе «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников» «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши.

Эссе: «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников». Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. На мой взгляд, ребёнок дошкольного возраста в большей степени подвержен влиянию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 сентября 2017 в 23:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гунина (УИ 116835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД