Папки-передвижки

Эстетическое воспитание в процессе слушания народной музыки, сказок, загадок, рассматривания изделий народных мастеров

Людмила Ващенко
Эстетическое воспитание в процессе слушания народной музыки, сказок, загадок, рассматривания изделий народных мастеров
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание в процессе слушания народной музыки, сказок, загадок, рассматривания изделий народных мастеров

В общем развитии ребенка посещающего детский сад, значительное место занимают разные виды искусства: изобразительное, художественная литература, музыка. Художественные образы живо воспринимаются детьми, помогают глубже и полнее познавать действительность, формировать чувство прекрасного. Помимо специальных занятий (музыкальных, художественно-речевых, по изо и др.) мы общаясь с детьми в разное время дня стремимся использовать музыку или худ. Слово, обогащая тем самым детские впечатления, вызывая эмоциональное отношение к окружающим их предметам и явлениям. Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш еще, не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам. Заучивание стихотворений тренирует память ребенка, расширяет кругозор, развивает речь, способствует более легкому усвоению знаний.

Публикация «Эстетическое воспитание в процессе слушания народной музыки, сказок, загадок, рассматривания изделий народных мастеров» размещена в разделах

Утром каждого ребенка встречаем приветливым словом «наша Маша маленька, на ней шубка аленька». Подходя к коврику, произношу первую строчку –

Видишь коврик у порога: и дети продолжают.

Вытирай почище ноги –

Будет в доме чистота!

И пойдут по коврику ритмично и с удовольствием вытирая ноги. Стихи используем в разных режимных моментах. (при умывании, за завтраком)

Литературные произведения и фольклор способствуют: обогащению, самостоятельности, художественно речевой деятельности детей. Специальные проводимые занятия, праздники, развлечения, доставляют много радости и эстетических переживаний, дают яркие художественно музыкальные впечатления.

Если серьезно задуматься о гармоничном развитии ребенка – о эстетическом воспитании то обязательно начнем с музыки, с песен. Начинается песня с первой колыбельной матери. Ритмичные покачивания хлопки в такт, простая мелодия, спетая младенцу делает незаметно большое дело – они начинают создавать вокруг маленького человека живой духовный фон. Простая незатейливая мелодия настраивает малыша на добрый лад, успокаивает его и создает ощущение радости и стабильности. Хорошо, если поется дома русская песня. Ее мелодичный рисунок раздольность особенно привлекают ребят. Народная песня – это корни, истоки родного языка и дети должны знать их. В воспитании эстетического чувства большую роль играют ритмовые песни. Дети любят марш, готовы подолгу стучать на барабане, металлофоне, любят играть музыкальной заводной игрушкой. Дети в старшей группе сами берут любимые инструменты, поют любимые песни куклам, танцуют. Проводим музыкально-дидактические игры «Музыкальные молоточки», «На чем играю». Музыке посвящены музыкальные занятия, но используем музыку и на других занятиях, на прогулке, во время сна. Музыка способствует возникновению у детей положительно-эмоционального отношения к тому, что они делают или что узнают на данном занятии. На занятии по ознакомлении с окружающей природой песня и музыка помогают формировать у детей представление о Родине, армии. Своеобразные национальные песни, пляски, игры, дадут возможность лучше узнать народы нашей страны. Дети любят петь песни о временах года, птицах и животных.

Во время тихих детских игр полезно включить классическую музыку, ребенок складывает игрушки и одновременно слушает музыку. Во время того, как дети ложатся спать и когда засыпают можно включить тихую музыку природы (шум воды, голоса птиц).

Летом, весной проводим спокойные музыкальные игры, так и подвижные хороводы.

Образ музыки, мелодичный рисунок остается у ребенка надолго. Утренники в детском саду, домашние концерты с участием ребенка, прослушиванием кассет, все это необходимые элементы эстетического восприятии детей. Последовательная, настойчивая работа приобщит ребенка к прекрасному миру искусства, обогатит его духовный мир.

Важную роль в эстетическом воспитании играет декоративно-прикладное искусство. Предметы украшают быт, живут с нами, каждый день их знают и любят дети.

Во время прогулок находим возможность читать детям стихи, сказки, рассказы. Особенно сильное эстетическое воздействие оказывает природа. Выразительное слово, образ художественного произведения помогает осознать, надолго запомнить эти впечатления.

Чтобы усилить восприятие пробуждающейся природы весной, читаю детям стихи русских классиков: «Весенние воды» Ф. Тютчева, «Ласточка», «В мае» Майкова, «Сельская песня» Плещеева, «На лугу» А. Блока, «Черемуха» Е. Благининой.

Детская литература богата произведениями о всех временах года. Дети знают стихи о весне, зиме, осени, лете. Наблюдая во время прогулок различные явления природы, дети замечают характерные особенности золотой осени. Снежной зимы, голубой весны, яркого теплого лета. Напоминаю детям строчки уже известных им стихов, дети подхватывают и читают сами. В детском саду ребенок обязательно проводит время в книжном «уголке». На протяжении дня ребенок не раз берет в руки книжку, смотрит картинки, слышит от воспитателя тексты знакомых и новых стихов, рассказов, сказов, сам исполняет любимые произведения, отгадывает загадки.

Большую роль в эстетическом воспитании имеет слушанье сказок. Дети сосредоточенно и внимательно слушают произведение. Мотивированно высказывают свое отношение к содержанию сказки и персонажам. Дети отличают рассказы от сказки. Они любят слушать сказки. Мы, развивая творческие способности детей, учим рассказывать сказки, придумывать продолжение сказки и концовки по аналогии с уже известными. Дети радуются благополучному концу, победе справедливого, честного, благородного героя. Сказка знакомит ребят с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только усваивают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, то есть начинают понимать красоту, формы, своеобразия стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. Наряду со стихами, сказками важную педагогическую задачу по эстетическому воспитанию выполняют загадки, где в образной форме изображаются различные явления действительности.

Загадки тоже помогают детям знакомиться с окружающим миром, обогащает их знанием конкретных деталей отдельных предметов. Народные загадки – шутки, развлекая, требуют от детей находчивости, сообразительности, развивают их память, наблюдательность.

Мы учим с детьми загадки об овощах, фруктах, транспорте, о временах года, о животных, птицах. Детям очень нравится отгадывать загадки. Знакомство ребят с малыми формами фольклора – загадками, потешками, скороговорками очень важно как для формирования эмоциональной сферы ребенка, развитие образного мышления, творческого воображения, так и для развития речевого аппарата.

Большое значение для эстетического восприятии имеет музыка.

Мы рассматриваем дымковские игрушки, гжельскую посуду, хохломскую роспись.

Читаем рассказы о народных умельцах, обсуждаем иллюстрации. Дети с большим интересом слушают рассказы воспитателя о том, как в руках мастера рождается красивый кружевной воротник. Ребята узнают, как простые деревянные чурки превращаются в игрушку-матрешку, расписную деревянную посуду из хохломы - миску для салата, ложки, панно или детскую мебель. Как гончар разрисовывает синие узоры на посуде: чашках, тарелках, чайниках. Дети не только знакомятся, но и выполняют изделия своими руками.

Таким образом, воспитатель должен умело стимулировать детскую активность, развивать у детей эстетическое восприятие, вызывать желание вспомнить сказку, повторить знакомую песню, музыкальную игру, стих, потешку, рассматривать картинку, игрушку, декоративное изделие.

Публикации по теме:

Статья «Развитие эстетических основ личности ребенка-дошкольника в процессе изобразительной деятельности» В дошкольном возрасте обнаруживается завидный потенциал фантазии и творческого воображения, колоссальные возможности для эстетического познания.

Творческая работа с малышамиТворческая работа с малышами Одна из главных задач в области образования,эстетическое воспитание детей,создание условий для проявления творческих способностей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание в процессе слушания народной музыки, сказок, загадок, рассматривания изделий народных мастеров
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 22:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое воспитание в процессе слушания народной музыки, сказок, загадок, рассматривания изделий народных мастеров» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ващенко (УИ 214880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД