Наталья Мамаева
Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сравнение, обобщение, группировка, классификация по одному или нескольким признакам:
• Выделение существенных признаков:
o Летает – не летает;
o Съедобное – не съедобное;
o Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колюч.);
o Отгадывание и составление описательных загадок;
• Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:
o Что на что похоже?
o Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);
o Найди предмет, не похожий на другие;
o Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);
Публикация «Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
o Сравни картинки, найди отличия;
o Что изменилось?
• Знакомство с видо-родовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;
• Классификация предметов (по одному, двум и более признакам) :
o Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
o Вопрос – ответ ( чего в лесу больше: деревьев или берез);
o Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);
o Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды);
o 4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);
o Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок).
o Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан. ?
o Чего не бывает? Что напутал художник?
2. Моделирование. Мысленное создание объекта или его изменение - самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:
• Расположи, назови по-порядку;
• Что сначала, что потом;
• Цепочки;
• Установление последовательностей и логических рядов.
2. Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т. д. ; продолжение ряда по алгоритму.
3. Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации :
o Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина);
o Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий);
o Задачи на различие ( Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом);
o Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех);
o Задачи на причинно-следственные зависимости ( найди правильное утверждение:
(Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце)
5. Нахождение нелепых ситуаций;
6. Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;
7. Решение ребусов, кроссвордов.
8. Экспериментирования в процессе активизируются все каналы восприятия