Папки-передвижки

Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Наталья Филоненко
Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Этапы формирования театрализованной игры у дошкольников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

В современном понимании игра – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».

Публикация «Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» размещена в разделах

В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка и оказывает большое внимание на его психическое развитие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие направления у детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является – театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка, во многом определена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребёнка в играх?

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

У детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) неполноценность игровой деятельности является как бы «запрограммированной» уже в раннем детстве.

Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры это :

• Низкий уровень познавательной активности;

• Запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями.

Кроме того, у таких детей наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально-коммуникативных взаимоотношений со взрослыми и детьми, слабая выраженность стремления наладить эмоциональный контакт и найти средства общения с ними, неумение привлечь их к совместной деятельности. Они долго не обнаруживают потребность в игре, в том числе и театрализованной. Большое количество детей с настороженностью и страхом относятся к животным, к новой обстановке, с безразличием к сверстнику. У детей с ОВЗ ярко выражено системное недоразвитие речи. Они, как правило, действуют молча, с большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможно протекание режиссёрской игры.

«Особые» дети очень долго не понимают эмоциональных состояний другого человека, что приводит к трудности понимания мотивов поступка того или иного человека.

Сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка. Она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает к речевому общению. В театрализованной игре ребенок осознает себя, учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учатся на их ошибках.

Использование театрализованной игры в коррекционной работе с «особыми» детьми осуществляется по определенной системе с постепенным усложнением по мере овладения детьми знаниями и игровыми умениями.

1 этап – это Игры с натуральными предметами.

Развиваются при знакомстве с объектами окружающего мира. Объект «вычленяется» из ситуации и «показывает» свои основные характеристики (животные и человек). С тем, чтобы впоследствии дети могли воссоздать в игре наиболее полный его образ – изучение начинается со знакомства с объектами, затем их действиями, а потом признаками.

Используются следующие познавательные ориентиры:

- Что это?

- Что делает?

- Зачем это нужно?

- Какими функциональными свойствами обладает?

- Почему он такой?

- Почему так происходит?

Используются игры на развитие :

- восприятия: «Наша Таня» (за ширмой стучит мяч, кубик…

- тактильного восприятия: «Чудесный мешочек», различные материалы разные по фактуре….

- внимания: «Чем различаются два предмета»

- памяти: «Чего не стало?»

- мышления «Четвертый лишний»

- пантомимики: «Покажи без слов»

Кроме того уделяется внимание формированию навыков самообслуживания и анализу бытовых ситуаций участником которых ребенок является ежедневно - через драматизацию потешек.

2 этап – это Режиссёрская игра.

В процессе ознакомления с игрушками, предметами – заместителями, дети обучаются многообразному использованию в игре различных предметов, неоднозначному их восприятию. Готовятся к восприятию нового, необычного, неожиданного: как один предмет можно по-разному применять в различных ситуациях. В ходе формирования режиссерской игры осуществляется

развитие игровых действий с изображениями предметов:

- сначала используются внешне сходные натуральные предметы (ветки, листья)

- далее внешне сходные искусственные предметы (ветки, листья)

- затем изображения – иллюстрации.

Обучение действиям с предметами – заместителями осуществляется сначала через:

- обыгрывание стихов с однозначными игрушками (машинками, куклами и т. д.)

- теневой театр, силуэты которого обладают меньшим внешним сходством с реальными объектами

- многофункциональные предметы (конструктор, коробки, геометрические фигуры, пузырьки, бутылочки и т. д.).

На первоначальных этапах обучения предметы-заместители должны иметь большое внешнее сходство с заменяемыми предметами.

Используются игры :

- «Чей силуэт?»

- «Узнай по контуру»

- «Кто позвал?»

- «Какие животные спрятались на картинке?»

- «Зеркало» (повторить движение с такой же куклой) и т. д.

3 этап – Образная игра.

На этом этапе вводятся образные игры.

Необходимым условием их проведения является анализ реального объекта. С этой целью педагог совместно с детьми выделяет действие объекта, учит детей подражать его действиям. Используются:

образные игры под музыку с сопоставлением противоположностей

- «веселый – грустный» (для определения настроения персонажа)

- «быстро – медленно» (для определения его характера)

Подвижные игры ( цель: формирование у детей образных движений)

Например: «Едем как машинка»

«Прыгаем как лягушка»

«Зайцы и волк»

«Шмель» и т. д.

Игры – имитации используются для развития восприятия тела и лица, представлений о частях тела.

Например:

- надевание на руку различных кукол – бибабо, рукавичек перед зеркалом (способствует выделению ведущей руки)

- двигательное моделирование маршрута движения (развитие общей моторики и ориентировки в пространстве)

- угадывание изображаемых воспитателем движений.

С овладением образных игр у детей формируются предпосылки для образного перевоплощения.

4 этап – Ролевая игра.

Для перехода к ролевой игре создается ситуация общения животных, семьи животных (мама и детеныш). Чтобы дети могли освоить действия детализации образа в соответствии с индивидуальной ролью. Такие занятия проводятся в группе, на прогулке, на физкультурных занятиях. Вначале взрослый берет на себя роль. По мере овладения детьми игровыми действиями, роль передается им и они сами начинают подбирать игровые атрибуты и костюмы.

5 этап – Образно-ролевая игра.

На этом этапе проводится работа по формированию у детей умения использовать символические средства для передачи отношения к персонажам.

Через игры на определение эмоциональных состояний :

- мимические пиктограммы («Кто веселее?», «Угадай настроение»)

- схемы тела в движении

- выбор цвета для определения эмоционального состояния

Речевые игры :

- ролевые диалоги по телефону (развитие диалогической речи)

- формирование умения договариваться между собой о дальнейших действиях.

Разучивание упрощенных этюдов на развитие:

- различных эмоциональных состояний

- пантомимики

6 этап – Игры с правилами

На этом этапе используются игры с элементами сюжета. Для обучения играм с правилами можно использовать следующие приемы:

- ребенок «учитель» объясняет правила игры другому ребенку или воспитателю в роли ребенка.

- взрослый пытается играть, но всё время путает правила игры, тогда дети несколько раз объясняют взрослому, что надо делать.

- меняются позиции ребенка в игре (артист – зритель).

Ребенок действует за двоих. Например: в игре «Театр» ребенок исполняет роли актера и зрителя, определяя различия в их позициях, он учится учитывать их (зритель видит только куклы из-за ширмы, значит актеру нужно удерживать куклу на определенной высоте).

Предполагается овладение детьми парным взаимодействием с двумя – тремя партнерами, ориентировкой на плоскости и в пространстве.

7 этап – Собственно режиссерская игра и игры драматизации

На заключительном этапе обучения предполагается переход ребенка на уровень самостоятельной режиссерской игры. Для стимулирования воображения целесообразно организовывать:

- совместную деятельность детей

- совместное сочинение сказок

- учить внесению элементов собственного сюжета

После того, как игровое действие становится осознанным и приобретает свойства обобщенности, появляется возможность использования игры в разнообразной деятельности детей.

Итак: Поэтапное обучение детей театрализованным играм показывает, что обучение превращается в процесс широкой коррекционно-развивающей работы. В ходе, которой у детей совершенствуется, мекая моторика рук, координация движений улучшается произвольная память, внимание, речь, воображение, коммуникативные навыки. Ребенок учится понимать причины тех или иных эмоциональных состояний и поступков.

Театрализованная игра особенно значима для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

То есть: Театрализованная игра – не просто ради игры (хотя это тоже важно, а театрализованная игра - ради психического и физического развития ребенка с ОВЗ.

Игра – это вхождение ребенка во взрослую жизнь.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

А. С. Макаренко

(Материал текста и презентация созданы в соавторстве с воспитателем Баталовой Еленой Геннадьевной)

Литература

1. Л. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин «Театрализованные игры-занятия», СПб., 2001

2. Л. Баряева, А. Зарин, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков и др. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : Программы, методические рекомендации» Псков, 1999

3. Л. Баряева, А. Зарин «Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием». Дошкольное воспитание, 1998. №2

4. Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина «Дошкольное воспитание аномальных детей», под редакцией Л. П. Носковой, М. 1993

5. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, М. 2003

Прикреплённые файлы:

tetralizacija_1vl66.pptx | 180,54 Кб
 
Публикации по теме:

Модифицированная рабочая программа по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ в реабилитационном центре ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Использование логопедических приёмов на уроках по речевой практике в 1 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью Специальная коррекционная общеобразовательная школа №4 обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием.

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью. Тематическая прогулка «Спасаем лето» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Тематическая прогулка «Спасаем лето» Цель: развивать умственные и практические.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью «Осень золотая» Цель: обобщить знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: -развитие наблюдательности, внимания, памяти, эмоциональной.

Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила: учитель.

Начальные этапы формирования личности ребенка Дошкольный возраст-начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение.

Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6–7 лет Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6 - 7 лет Уважаемые родители,.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности 1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие.

Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

Этапы формирования пространственных представлений Этапы формирования пространственных представлений:1. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела. 2. Формирование навыка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 06:35
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД