Папки-передвижки

Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР

Юлия Перелыгина
Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. учитель - логопед Перелыгина Ю. А.

Публикация «Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР» размещена в разделах

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, должны быть созданы определенные условия, нужна речевая среда.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жиренкова и др.) в 50-60 –х гг. XXв.

Теоретический подход к данной проблеме отражен в работах Л. С. Волковой, Н. М. Назаровой, Т. Б. Филичевой, В. А. Ковшикова, М. А. Поволяевой.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Это особенно актуально при работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные формы.

Все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно. Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.

Бушлякова Р. Г., ссылаясь на мнение И. В. Курис, отмечает, что термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей–логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Такая гимнастика, по мнению Бушляковой Р. Г., помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

Уровень развития мелкой моторики рук исследовали по следующим методикам:

1. Методика «Домик» по Н. Н. Гуткиной.

2. Методика «Дорожки» по Л. А. Венгеру.

3. Методика «Узоры и линии» по В. Мытацину.

4. Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак – ребро – ладонь».

Методика «Домик» (по Н. Н. Гуткиной). Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, с изображением домика, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей с 5,5 лет.

Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Ход работы. Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с „Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, так чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует — правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности.

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки. Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка. (4 балла). Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. (3 балла за каждую увеличенную деталь);

в) неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл) : расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. (1 балл).

е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно;

ж) залезание линий одна на другую. (1 балл за каждое залезание).

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др.

При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка.

Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру). Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция для ребенка: “Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки”.

Обработка экспериментального материала аналогичны предыдущей методике («Домик»).

Результаты теста:

- высокий уровень выполнения считается, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз;

- средний уровень– два выхода за пределы “дорожки”, неровная, дрожащая линия;

- низкий – три и более выходов за пределы “дорожки”, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.

Методика «Узоры и линии» (по В. Мытацину). Каждая из методик представляет собой задание на дорисовывание, усложняющихся узоров или линий различной траектории. Методика позволяет определить готовность ребенка к овладению письмом. На листе нелинованной бумаги педагог изображает начальную часть узора или линии определенной траектории, а ребенок продолжает их выполнение. По мере необходимости узоры и линии усложняются.

Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая ожидает его при обучении письму. Если же нарисованные им узоры и линии не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т. п., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, также у него недостаточно развита координация глаза и руки, зрительный контроль.

Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.

Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов, но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций.

Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Уровень развития артикуляционной моторики мы исследовали по методике Г. В. Бабиной.

Все задания методики должны выполняться при многократном повторении требуемого движения.

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу:

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы, как при произношении звука «о» - удержать позу;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);

д) растянуть губы в "улыбке" (зубов невидно) и удержать позу;

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;

ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;

ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

Фиксируется: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной

стороны; движение не удается.

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции:

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а», и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо;

в) сделать движение влево;

г) сделать движение нижней челюстью вперед.

Фиксируется: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.

3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) высунуть язык «лопатой», «иголочкой»;

д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком;

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;

ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу;

ж) движение языком вперед-назад.

Фиксируется: выполнение правильное; движения языка имеют недостаточный диапазон; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; наличие тремора гиперкинезов, саливации; движение не удается.

4. Исследование продолжительности и силы выдоха:

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

Фиксируется: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умении ориентироваться в своей работе на образец, умении точно скопировать его, уровне развития пространственного восприятия, точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Чем большее ошибок ребенок допускает, тем большее количество баллов он получает.

Публикации по теме:

Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук  Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе, а.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Волшебные шнурочки» для детей дошкольного возрастаДидактическое пособие для развития мелкой моторики «Волшебные шнурочки» для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста. «Волшебные шнурочки» Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого,.

Игра для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Накормим Хрюшу»Игра для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Накормим Хрюшу» Цели: - развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; - формирование умения сочетать по цвету (при использовании в игре разных.

Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный.

Использование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаИспользование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика развивается,.

Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Одним из немаловажных аспектов развития.

Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста Тема:"Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста" Проблема.

Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики Составитель – воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР
Опубликовано: 9 октября 2016 в 21:44
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Перелыгина (УИ 828911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД