Этические беседы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

Мадина Базарбаева
Этические беседы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

Вашему внимаю предлагаю картотеку бесед на нравственные темы.

Беседа: «О вежливых словах»

Цель: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни

Где твоё здравствуй?

Взял петух горластый. ,

Где твоё спасибо? Проглотила рыба.

А, скажи, пожалуйста,

Где твоё - пожалуйста?

Пробежал сердитый пёс

И пожалуйста, унёс.

Ну. Тогда прощай!

Куда ты?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Рыбу, петуха и пса

Громко звать я принялся:

Скорее!

Верните слова мои!

Слова мои

Нужные самые!

Пришёл петух горластый.

Отдал - моё здравствуй.

Приплыла рыба.

Принесла моё спасибо.

И пёс ворчит: - Не жалуйся,

Возьми - своё пожалуйста.

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Пожалуйста,

Спасибо,

Здравствуй,

До свидания.

Г. Сапгир

- Кто взял у мальчика слово «здравствуй»? (Унёс петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться.)

-Кто проглотил слово «спасибо»? (Проглотила рыба, и мальчик перестал всех благодарить.)

-Кто унёс слово «пожалуйста»? (Пёс унёс слово «пожалуйста», и мальчик не говорил его, когда что-то просил у товарищей.)

-Послушайте, как грустно говорит мальчик:

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

1. Почему с мальчиком не стали дружить ребята?

2. Почему плохо быть невежливым? (Плохо быть невежливым, потому что с такими не дружат ребята.)

3. О чём попросил мальчик петуха, рыбу и пса?

4. Почему с мальчиком снова стали дружить дети?

5. Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?

6. Послушайте, как весело говорит мальчик:

И теперь со мною снова вся моя компания.

- Почему он снова стал весёлым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым, и с ним дружат все ребята.)

- О каких вежливых словах мы прочитали?

После обсуждения можно разыграть с детьми ситуацию с использованием вежливых слов, например, такую.

Воспитатель. Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Воспитатель подзывает Сашу (имена даются для удобства изложения) и даёт ему мяч. Вызывает Мишу. Предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша. Здравствуй Саша.

Если ребёнок не назвал имени, то воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову – делают поклон.

Воспитатель. Миша попроси у Саши мяч.

Миша. Саша, дай, пожалуйста, мне мяч.

Саша. Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша. Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша. До свидания, Миша.

Обращаю внимание на то, чтобы дети обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики.

Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: дети, разговаривая, должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, не говорить достаточно громко. Если дети захотят, то инсценировку можно повторить с другими ребятами.

Беседа: «О доброте и жадности»

Цель: формировать нравственные чувства детей (доброжелательность, чуткость)

Хитрое яблоко

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.

На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

- Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.

Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан. Т. Пономарева

- Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?

-Кому он отдал это яблоко?

-Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?

-Для кого Петя нарисовал третье яблоко?

-Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?

-Какие хорошие поступки совершил мальчик?

-Какой его поступок можно назвать плохим

-За что был наказан мальчик?

-Можно ли мальчика назвать жадным?

-С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как … (волк).

-Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?

-А теперь послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку.

Подарок

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была.

И всё – таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

- Что можно сказать про девочку, какая она?

- Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.

Беседа: «О бережном отношении к природе»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили мужик и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

- Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку.

Встали на качели Миша и Оля и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а гнёздышке птенчики маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: «Почему же она плачет?»

В. Сухомлинский.

-Помогите Мише понять, почему же плакала синичка.

Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:

- Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнёздышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растёт.

Ёлкино платье.

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются.

- Не трогай нас!

Подумаешь тихонько задел.

И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём.

Да что за одежда у вас особенная?

Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.

Так что?

Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.

Да, это не скоро.

Вот и приходится иголки беречь!

Э. Шим.

1. Как вы думаете, будет ли мальчик ещё ломать еловые лапы? А вы?

Беседа: «О культуре поведения»

Цель: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни

Пока они спорили

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.

Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.

-Надя, подними! – приказала Таня младшей сестрёнке.

-Вот ещё, - ответила Надя. – Ты уронила, ты и поднимай

-Но ведь ты тоже с ней играла!

-Ну и что же! И ты играла.

Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:

Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

М. Майн.

1. Что можно сказать про девочек, какие они?

2. Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?

3. Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)

4. Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.

5. Послушайте русскую пословицу: Ссора до добра не доведёт.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

Две подружки

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

-Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.

Лена ответила грубо:

-На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку. Н. Дурова

-Почему Варе стало грустно? Какую ошибку допустила Лена и как её исправить? Подходит ли Лене пословица?

Те же слова, да не так молвить.

Беседа «О чуткости»

Цель: воспитание нравственных качеств у ребенка (отзывчивость, чуткость)

-Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»-

Казалось бы,

Что в нём такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Н. Юсупов.

1. Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)

2. Почему нахмурилась мама и бабушка?

3. Как вы понимаете слова «но папа нашёлся»?

4. Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)

5. Каким же оказалось слово «простите»?

6. Как мы озаглавим это стихотворение?

После того как дети придумают несколько названий, воспитатель должен сказать, что это стихотворение будет называться по – разному, так, как его придумали дети.

Заботливая подруга

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придёт Катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла е Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходит тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я его передам Кате». Н. Дурова

1. Почему Лене нельзя было пойти к Кате?

2. Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

- Сегодня мы будем играть. Вот стол. Мальчик и девочка садятся обедать. Кирилл и Настя, покажите, как вы это сделаете.

- Кирилл и Настя проигрывают эту ситуацию, затем дети оценивают их поступки, указывают на ошибки, если таковые были.

Инсценировку можно повторить с другими детьми 2-3 раза.

Беседа: «О помощи старшим» Цель: Создать условия для воспитания любви и уважения к старшим.

Так или не так? Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге: - И я сегодня маме помогала. - И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала? - Тарелки вытирала, и ложки, и вилки. - А я ботинки чистила. - Мамины? – спросила Оля. - Нет, свои. - Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила! - Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда. Так или не так? О. Руцень

Кто же из детей помогал маме? Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам, а по делам.

«Внучка старой вишни» В саду растёт вишня. Олесь увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку: - Откуда появилось деревце? - Выросло из косточки. - Так это дочка старой вишни будет? - Будет, Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни. Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу. - Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик. В. Сухомлинский

1. Почему в глазах мальчика была нежность и тревога? 2. Какое обещание дал Олесик дедушке? - Тем, кто дал обещание, можно сказать: Сказал, как узлом завязал. Взявшись за гуж, не говори, что не дюж. - Как вы понимаете эти поговорки? (Обязательно нужно выполнить обещание: трудно, но нужно выполнить обещание.) - Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать? Послушайте стихотворение поэта Н. Найдёновой об этом.

Девочка новая в детском саду. К девочке новой сейчас подойду. - Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной. Вот наши игрушки, вот слон заводной.

- Тебе хочется построить большой красивый замок. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?

-Ты принёс в группу машинку. Показал Саше и Серёже. Им тоже захотелось поиграть в неё. Как ты поступишь?

Беседа «О чуткости и равнодушии»

Цель: формировать нравственные чувства (отзывчивость, чуткость, доброту)

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что – стыдно? Мы ничего не делали? – удивились мальчики - Вот и плохо, - гневно ответила женщина. В. Осеева

- Какими словами можно заменить слово «яростно»? (Громко, сердито, страшно) - Почему котёнок был взъерошенным? - Что делали мальчики? - Почему женщина выбежала, а не вышла из дома? - Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (Быстро, торопливо, стремглав) - Что сделала женщина? - Что она крикнула мальчикам? - Какую оценку их поступку дала женщина? Какими словами можно заменить слова «гневно»? (сердито, грубо) - Как вы оцениваете поступок мальчиков? - Как должны были поступить мальчики? Подумайте, ведь злая собака могла бы их укусить…

«Лекарство» - Захворала мама Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит: - Милая мама! Давай я выпью лекарство за тебя. К. Ушинский

1. Что можно сказать, какая Таня?

2. Можно ли её поступок назвать правильным?

Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой свёрток. Вдруг из свёртка выпала книга. «У вас упала книга», - закричал мальчик. «Разве?» – удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой, с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал. - Какие ошибки допустил мальчик? - Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?

Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Мальчик бросился за ним и сшиб девочку. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю рёвушкой и не стал с ней играть. - Правильно ли поступил Саша? - Какие ошибки он допустил?

-У твоего товарища день рождения. Что ты ему пожелаешь? Что ответит тебе товарищ?

-У одного мальчика машинка, у другого – книжка. Тот, у кого книжка, захотел поиграть с машинкой. Как поступят дети?

Игры, игровые ситуации на формирование нравственных качеств ребенка

Игровая ситуация «Как ты поступишь»

Цель: формирование нравственных качеств: доброжелательность, желание прийти на помощь в трудную минуту

- Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделаете? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке?

«Определение настроения членов семьи».

Цель: воспитание любви, уважения, доброжелательного отношения к членам семьи

Показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:

- Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?

В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.

- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: воспитание нравственных качеств у ребенка – доброты. любви, сопереживания к членам семьи

Папа расстроен, потому что.

Мама расстроилась из-за.

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что.

Младший брат расплакался из-за.

Заключением такой игры могут стать вопрос:

- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

Дидактическая игра «Чудо-дерево».

Цель: воспитание у детей желания делать добрые дела

Деткам предлагается следующая ситуация:

- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему, «Чудо-дереву», вы сможете оживить его!

Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:

- Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

Игра «Сделай комплимент».

Цель: воспитывать желание быть внимательными к членам своей семьи

Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:

- Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.

Игра «Клубок»

Цель игры: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.

Ход игры:

Для игры используется клубок ярких, плотных ниток.

Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть, сидя на ковре). Дети называют свое имя и передают друг другу клубочек, по кругу оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывал нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом.

Игровая ситуация «Кто первым поздоровается?»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета

- Встретились ребенок и взрослый. Кто первым должен поздороваться?

- Встретились люди одного возраста. Кто поздоровается первым?

- Нужно ли здороваться с теми, с кем часто встречаешься?

(сосед, воспитатель соседней группы, продавец в магазине)

- Ты увидел знакомых в автобусе, но они от тебя далеко. Как поздороваться?

- Ты подошел к двум людям, один из них не знаком. Как поздороваться?

- Вечером за тобой пришла мама. Что ты скажешь ей в первую очередь?

- Ты зашел в группу, где уже много детей.

- Нужно ли здороваться, садясь в такси?

- Надо ли здороваться с человеком вечером, если виделся с ним утром?

- Люди звонят по телефону друг другу. Кто первым здоровается?

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «О милосердии для детей»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «О милосердии для детей» на конкурс методических разработок при церковно-приходской школе Комитет по образованию администрации Локтевского района Алтайского края.

Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей Статья в газету «Будни Буйнакска» Добрые семена взрастут в детских душах Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи,.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством.

Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группыКонспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Цель: Создать в группе условие.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Опыт работы по духовно- нравственно воспитанию дошкольников Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал.

План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста рассчитана на период работы с детьми по плану кружка.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Моя Родина — Россия» .

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Ангел-хранитель» с детьми дошкольного возраста 3–7 лет Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Ангел-хранитель» с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет. Проект выполняла:.

Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию ребенка Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию ребенка 2 слайд «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к.

Занятие с детьми подготовительной группы «Страстная седмица» по духовно-нравственному воспитанию Занятие с детьми подготовительной группы по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Страстная седмица» Провела: Ботаенкова Е. А. Программное.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Цифры
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Этические беседы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 12 октября 2019 в 18:48
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки