Приложение МААМ

Этика в работе учителя-логопеда

Оксана Кимерилова
Этика в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

«Свою работу как азбуку знаю

Больших успехов в ней достигаю

Вот так и живу, и в тоску не впадаю

Люблю детей, их развиваю,

Про имидж свой не забываю.»

Имидж любого специалиста, а в особенности учителя-логопеда, должен соответствовать требованиям времени и общества. Требования к современному педагогу чрезвычайно высоки. Модернизация образования неизбежно приводит к изменению и обновлению квалификационных требований и характеристик современных логопедов, центральное место в которых занимают общие и специальные профессионально-педагогические компетентности, выступающие основой продуктивного функционирования педагога. Важнейшей из них являются компетентности в области взаимодействия, которые характеризуются знаниями о природе социальных влияний.

Публикация «Этика в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

В свою очередь, наиболее важной чертой межличностной компетентности является умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе – имиджевую компетентность. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях. Важным востребованным профессиональным качеством, повышающим эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж.

Профессиональный имидж – это важная компетенция каждого учителя-логопеда, формирование его – трудоемкий процесс и результат самопознания и саморазвития.

Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми.

Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа как условие формирования профессионального педагогического имиджа.

Определения этого понятия различны в разных областях науки. Кто-то трактует имидж как визуальный образ, кто-то определяет его как представление или мнение, а кто-то – как символический образ субъекта. Обобщая имеющиеся определения можно констатировать, что имидж – это то впечатление, которое производит человек на окружающих, это целостное представление об образе, который формируется в сознании людей.

Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием. Для того чтобы сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа. К этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и определенная оценка этого образа. Поэтому имидж можно охарактеризовать как отношение к образу и мнение об этом образе. Таким образом наметилась еще одна тенденция: из-за бытового понимания имиджа именно как внешнего вида (одежда, прическа, макияж и т. д., все внимание общественности сосредотачивается именно на нем, тогда как он является всего лишь одним (пусть и очень важным) его слагаемым. Кроме того, на мой взгляд, понимание уместного внешнего вида учителя-логопеда у разных социальных групп (обучающихся, старших коллег, родителей) очень сильно разнится, и именно поэтому периодически разражаются громкие скандалы и вызванные ими дискуссии о допустимости либо недопустимости того или иного вида одежды, причесок и длинны ногтей.

Внешний вид человека включает в себя не только стиль одежды, но и мимику, жестикуляцию, умение держать себя (осанка, манера сидеть, стоять и ходить, манеры. Во всем этом должен соблюдаться баланс между общепринятым представлением о поведении педагога и проявлением его индивидуальных качеств. Например, жестикуляция должна быть ярко выраженной, подчеркивающей речь, но не отвлекающей и не развязной. Интонации голоса должны быть живыми, а модуляции не крикливыми. Положение тела в пространстве во время речи должно способствовать донесению информации, при этом поза не должна быть доминирующей, властной. Стоит отметить, что наше невербальное поведение достаточно сложно контролировать, т. к. исторически оно предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Необходимо с помощью постоянных тренировок выработать у себя осанку, набор жестов и мимических реакций. Важно помнить, что невербальное поведение является не только составляющей имиджа учителя-логопеда, но и в целом характеризует нас как человека, усвоившего нормы культуры (как личной, так и национальной).

Еще одним важным слагаемым профессионального имиджа педагога является вербальное поведение, речевая культура. Речь учителя-логопеда должна в первую очередь быть понятной той возрастной группе детей, с которой он работает, при этом служить для них эталоном. Недопустимы жаргонизмы и тем более нецензурная брань. Речь также должна отличаться выразительностью, яркостью образов, четкостью и логичностью. Важно соблюдать речевой этикет, вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

Если говорить о внутреннем имидже педагога, то его составляющими являются: духовная культура человека; широкий научный и философский кругозор; который должен сочетаться с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и труда; научное образование в сочетании с развитой художественной культурой и высокими эстетическими вкусами; знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом. Все это позволяет обладать качествами характера и личности, которые обычно называют обаянием, харизмой. Несмотря на то, что в эссе значительная роль отводится раскрытию внешней составляющей имиджа педагога, мне представляется, что внутренние качества человека, перечисленные выше, являются ядром профессионального имиджа, на которое должны наслаиваться внешние проявления. Потому что, какой бы правильной ни была твоя речь, как бы хорошо ты ни выглядел, если ты ничего собой «не представляешь» как личность, то никакого цельного образа не сложится – его просто не из чего будет слагать.

В заключении хочется еще раз перечислить слагаемые имиджа педагога: внешние (внешний вид, речь, жестикуляция, общая манера поведения) и внутренние (общая духовная культура, образованность, широкий кругозор, моральные и этические качества, которые всегда зависят от исторической эпохи. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда»Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда» В последнее время, в связи с развитием науки и техники, на нас и наших детей обрушилось большое количество информации. Усложняются образовательные.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этика в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 12:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этика в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кимерилова (УИ 350013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД